Главная » Металика » 50 лет металла. 1970-е

50 лет металла. 1970-е

[Материал из журнала «Metal Hammer» за март 2019 года *]

Black Sabbath изобрели целый жанр, а такие команды как Kiss, Judas Priest и AC/DC подняли рок-музыку на невероятные высоты.

Многое из того, что появилось на хард-роковой и металлической сценах в 1970-е, было ради показухи. Все пытались играть тяжелее, дольше и быстрее. Вероятно, самая главная и наиболее влиятельная команда десятилетия, Led Zeppelin, сколотила карьеру именно из-за избытка всех этих категорий, играя чересчур помпезные концерты длительностью три, а то и три с половиной часа, и гастролировала по миру на частном самолёте, а их наводящий ужас менеджер Питер Грант надувал музыкальную индустрию, заключая беспрецедентные сделки со звукозаписывающими компаниями и промоутерами, ещё больше набивая карманы своих артистов.

Как и у Led Zeppelin, карьера Black Sabbath началась ещё в конце 60-х, но именно в 1970-х они выпустили самые продаваемые и важнейшие релизы той эры. Они, конечно, сильно ударят лицом в грязь, выпустив слабый альбом ‘Never Say Die!’ и уволив Оззи Осборна, но, вдохнув в группу новую жизнь, Black Sabbath вернутся в следующем десятилетии с вокалистом Ронни Джеймсом Дио, составив впечатляющую конкуренцию бывшему вокалисту, чья сольная карьера взмыла в поднебесье.

Ещё одна английская группа, Deep Purple, также доминировала в первой половине 70-х, а потом их сожрали наркотики и распри внутри коллектива. Уроженцы Бирмингема Judas Priest также появились в конце 1960-х, и несмотря на то, что своих великих триумфов они добились, покорив Америку в середине 80-х, в 70-х Роб Хэлфорд и компания выпустила одни из лучших пластинок, а их образ в коже и шипах был важен не меньше, чем альбомы ‘Stained Class’, ‘Killing Machine’ и концертный шедевр ‘Unleashed In The East’.

Со временем рок-звездой захотели быть все, кому не лень – причем, по обеим сторонам Атлантики. Американцы добавили значимость имиджа и осознание интереса со стороны крупного рынка. Элис Купер был супер-злодеем 1972 года; когда американский шок-рокер приехал со своими первыми концертами в Британию, моралист Мэри Уайтхаус попыталась запретить вокалиста и его группу. Восхищённый Элис отправил ей цветы. «Мы подумали: «Спасибо тебе! Ты помогла нам собрать стадион Уэмбли и добраться до первого места в хит-параде» – сказал Купер.

Kiss расширили горизонты. К тому моменту, как в 1976 вышел их двойной концертный альбом, ‘Alive II’, Пол Стэнли и Джин Симмонс отыграли шоу, которое просто сносило крышу, где пиротехнических взрывов было больше, чем во время военных действий. Барабанный подиум поднимался, как и две платформы с гитаристом и басистом над публикой, шестиметровые столпы огня и гитара, пулявшая ракеты в небо.

Новые парни на районе, группа Van Halen, выдали другой уровень показухи. Эдди Ван Хален первым стал играть на гитаре тэппингом, а Дэвид Ли Рот показал, каким безумным и артистичным может быть фронтмен рок-группы. На их одноимённом дебютном альбоме (1978 года) была потрясающая сольная работа Эдди Ван Халена, ‘Eruption’. Пластинка перевернула музыкальный мир с ног на голову.

Однако некоторые крупнейшие команды десятилетия избрали лёгкость и простоту. Интенсивный симбиоз рок-н-ролла, хард-рока и блюза сделал австралийцев AC/DC уникальной командой благодаря нескольким потрясающим релизам: ‘High Voltage’, ‘Let There Be Rock’ и ‘Powerage’. Их вокалист Бон Скотт был на пике формы, и альбом ‘Highway To Hell’ вывел их в Премьер-Лигу рок-музыки. В феврале 1980 Скотт умрёт, но несмотря на трудности, AC/DC будут двигаться дальше, взяв на место Брайана Джонсона, и станут одним из самых основополагающих и успешных коллективов десятилетия.

ИНТЕРВЬЮ С ТОНИ АЙОММИ

Записанный в спешке и под вдохновением от ужастиков дебют Black Sabbath был жёстко раскритикован критиками. Идиоты.

Чего вы надеялись достичь первым альбомом?

Мы хотели, чтобы он был тяжелее всего, что было на тот момент. В те времена все хотели, чтобы ты играл то, что «модно», но мы не собирались быть как все. Мы создавали нечто другое.

Кого вы считали конкурентами?

Поначалу была конкуренция между Black Sabbath, Led Zeppelin и Deep Purple, но здоровая. Мы уважали друг друга.

О чём ты думал, когда сочинял песню ‘Black Sabbath’?

Мне нравилась мощь и атмосфера ужастиков, и я был под впечатлением.

Вы лишь баловались оккультизмом или же всё было серьёзно?

Нам реально было интересно, особенно нам с Гизером [Батлером, басистом] было интересно, что же там по ту сторону жизни. Мы пробовали гадать на колдовской доске Уиджа и пугали друг друга. Нам всё было интересно. Мы были молоды и всему учились, познавали жизнь.

Запись альбома стала для вас чем-то совершенно новым…

О, да. Мы понятия не имели, как это. Мы лишь умели играть песни, как на концертах. Так что работать в студии с продюсером было чем-то совершенно новым. У нас было всего пару дней на запись. Было тяжело – каждую песню надо было записать с первого дубля. Мы реально охренели!

Что ты чувствовал, когда вышел альбом?

Нам нравилась идея, что мы можем выпустить пластинку. Мы и подумать не могли, что она произведёт такой фурор. Тогда было просто прикольно и увлекательно записать альбом.

А потом появились негативные отзывы…

Было неприятно читать эти отзывы. Я думал: «Бог мой!». Ладно бы, если журналист написал: «Не моё, но многим подросткам это реально нравится». Писали, что мы не нравимся никому. Вот это огорчало.

Ещё вас окрестили сатанистами. Как вы к этому относились?

Отчасти нам это было на руку. Мы в какой-то момент перестали давать интервью, и про нас мало что было известно. Я слышал, некоторые боялись с нами встречаться. Но таким образом пустили слухи, и многие хотели прийти и увидеть, что мы собой представляли. Так что наш имидж был палкой о двух концах.

И в итоге критики оказались не правы, альбом стал хитом, а Black Sabbath вскоре превратились в одну из величайших групп в мире…

Мы были поражены, что альбом пользовался таким успехом. Но важнее всего было то, что мы верили в свою музыку, это был с первых дней наш образ жизни. Приходилось сталкиваться с множеством препятствий, но мы никогда не опускали руки и шли напролом. Иначе никак. Нельзя просто взять и повесить нос, только потому что про тебя что-то сказали. Нужно верить в то, что делаешь. А мы, безусловно, верили.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* — иностранная пресса печатается на месяц вперёд


Dimon