Главная » Металика » 50 лет металла. 1980-е и 1990-е

50 лет металла. 1980-е и 1990-е

[Материал из журнала «Metal Hammer» за март 2019 года *]

1980-е

Время, когда всего было в избытке и градом сыпались потрясающие классические альбомы, поскольку металл достиг совершеннолетия и стал отрицать моральную цензуру, а в конце 80-х был одним из сильнейших и важнейших жанров рок-музыки.

Если в 70-х хэви-метал только учился ходить, в 80-х он, подобно наивному агрессивному подростку-бунтарю, наслаждался бурной молодостью. Во многом именно благодаря основополагающему видению Black Sabbath и мастерской переработке и стилизации тех примитивных элементов в исполнении Judas Priest, наш всеми любимый жанр разменял второй десяток, когда прочно сформировались звучание и эстетика этой музыки, и легионы ярых приверженцев готовы были жадно сожрать всё, что жанр скормит им в следующий раз.

Начался год, безусловно, хорошо. Достаточно лишь мельком взглянуть на альбомы, вышедшие в 1980, и отпадут все сомнения относительно продуктивности и величия жанра в начале десятилетия: Black Sabbath ‘Heaven And Hell’, Оззи Осборн ‘Blizzard Of Ozz’, AC/DC ‘Back In Black’, Motorhead ‘Ace Of Spades’, Judas Priest ‘British Steel’, Saxon ‘Wheels Of Steel’ и ‘Strong Arm Of The Law’, Def Leppard ‘On Through The Night’, и, вероятно, наиболее важный – одноимённый дебют Iron Maiden.

Прочтите этот список ещё раз. Это же ебануться можно! Классика появлялась почти каждую неделю, так что следующему поколению музыкантов было откуда черпать вдохновение. Новая Волна Британского Хэви-Метала подвела черту под 70-ми, возвестив о новой и более агрессивной эре тяжёлого рока. Появились более быстрые, тяжёлые – влияние панка было очевидно – команды вроде Venom, Metallica, Overkill и Slayer, давшие 80-м такой мощнейший пинок, что отголоски слышны по сей день. Тем временем, панк-рок трансформировался в хардкор, поскольку команды вроде Bad Brains, Black Flag и Corrosion Of Conformity с радостью размыли границы между дерзкой яростью и «саббатовской» тяжестью. Опять же, мир тяжёлой музыки сегодня был бы совершенно другим.

Безусловно, не стоит забывать и об огромном воздействии глэмовой сцены, возникшей в Калифорнии и благодаря коллективам вроде Motley Crue и Poison (с небольшой помощью MTV) покорившей весь мир. Def Leppard и Guns N’ Roses показали новый взгляд на тяжелую музыку, а Judas Priest с Iron Maiden проехались верхом на планете как боги, коими по сей день являются – им в спину дышала молодая и голодная Metallica. Шедевр 1986 ‘Master Of Puppets’ вывел их в элиту и считается величайшим хэви-метал альбомом современности. Их братья по «Большой Четвёрке» в лице Slayer, Anthrax и Megadeth наслаждались относительным уровнем международного признания и внимания. Трэшевое поколение, безусловно, задало темп всей тяжёлой музыке.

Конечно же, не всё в 80-х было идеально и гладко. Из-за своей глобализации металл начал привлекать внимание мощных и властных моралистов, особенно в Штатах. Оззи Осборн и Judas Priest были привлечены к суду из-за того, что их музыка якобы спровоцировала молодых поклонников на самоубийство, а комитет по борьбе с цензурой в музыке (PMRC) сделал всё для того, чтобы очернить хэви-метал (и практически ВЕСЬ андеграунд), словно какая-то зловещая сила, сбив с пути многих впечатлительных подростков. Конечно же, это была полная чушь и металл продолжил эволюционировать с бешеной скоростью.

Некоторые утверждают, что к концу 80-х традиционный хэви-метал и трэш себя изжили, но на самом деле их просто отпихнули в сторону более молодые и свежие поднажры. Альтернативный рок, гранж, дэт и блэк-метал, металлизированный хардкор, стоунер-рок, грайндкор и многие другие оттенки дума, безусловно, корнями уходили в те безумные годы открытий с 1980 по 1989. Даже нью-метал стал вспоминать попытки пионеров Run DMC, Beastie Boys и Public Enemy, пытавшихся в 90-х скрещивать металл с рэпом. Да, ВСЁ это происходило в 80-х. Достигнув совершеннолетия, металл устроил настоящий бунт.

1990-е

Время, когда металл стал креативным. От мелодичного дэта до гранжа, группы выводили тяжёлую музыку на новый уровень, наводняя мейнстрим.

Если вы верите в избитое клише о 90-х, тогда именно 90-е чуть не прикончили металл. На самом же деле это было, возможно, самое креативное время в истории музыки. Время, когда в мейнстрим ворвались самые неординарные психи и крайне странные личности, вопреки всему жирными буквами вписавшие свои имена в историю металла.

В 1991 году «Чёрный Альбом» Metallica не только превратил их в полноправных суперзвёзд, но и ввёл моду на более качовую и простую музыку. Поскольку титаны из Района Залива делали уклон в более массивное и жирное звучание и ритм, металхэды соскучились и изголодались по литым отрывистым риффам. И ситуацию спасла Pantera.

Pantera была истинным воплощением металла 90-х, и трудно представить, чтобы случилось с жанром без их успеха. Roadrunner Records также сыграли свою роль, став основным лейблом для многих команд и взяв под своё крыло Machine Head, Sepultura, Fear Factory, Type O Negative, Life Of Agony и других, предоставив нам огромный выбор.

Главной угрозой, нависшей над металлическими командами в начале 90-х, была сиэтловская гранжевая сцена. Nirvana взяла дикий панк-рок Mudhoney и Melvins и добавила доселе неслыханный уровень рефлексии и мелодии. Они, наряду с коллективами Screaming Trees и Pearl Jam, выпустили альбомы, подсадившие миллионы слушателей на гитарную музыку, и можно ли назвать гранж убийцей металла, когда в начале десятилетия Alice In Chains и Soundgarden радостно делили сцену с командами вроде Slayer, Megadeth и Guns N’ Roses? Или же гранж являлся нейтрализатором вкуса, открывая дорогу более тяжёлому звучанию, которое вскоре вышло на передний план? Успех гранжа принёс пользу группам вроде Therapy?, Rage Against The Machine и Primus, а они, в свою очередь, были обязаны безумным экспериментаторам Faith No More и Jane’s Addiction.

Но во всем мире металл продолжал процветать. В Нью-Йорке Prong и Helmet вдохновились мощными металлическими риффами и местной хардкоровой сценой, в результате чего на свет появились Biohazard, Sick Of It All, Mad Ball и Life Of Agony. В Калифорнии Kyuss устроили бум стоунера, а Fu Manchu, Sleep и Queens Of The Stone Age подхватили. Появилась скандально-известная вторая волна норвежского блэка, подарившая миру Mayhem, Burzum, Emperor, Darkthrone и Immortal. В душной и жаркой Флориде Obituary, Cannibal Corpse, Morbid Angel и Deicide возвели дэт-метал до платинового статуса. Стокгольм подарил нам мелодический дэт в исполнении At The Gates, In Flames и Dark Tranquility.

Но в 90-е также появилось множество интересных и значимых личностей. Суровый нигилизм Трента Рейзора и Nine Inch Nails вместе с White Zombie и Ministry популяризовал индастриал-метал. Трент явил миру Мэрилина Мэнсона, истинного Демона 90-х – идеально реализованный симбиоз красноречия, загадочности и психической неуравновешенности.

Помимо металла, 90-е подарили гангста-рэп в исполнении N.W.A. и Wu-Tang Clan. The Prodigy, сделав упор на анти-истеблишмент, эстетику DIY (сделай сам) культуру рейва, многое взяли из рок-н-ролльных клише и стереотипов. И поскольку эти источники подходили к нам всё ближе и ближе, ни для кого не было шоком, что наши группы двигались им навстречу, породив нью-метал. Зависимость Korn от ритма хип-хопа породила последний доминирующий жанр в истории металла, и Limp Bizkit, Deftones, System Of A Down и Slipknot стали последним поколением команд, чьи пластинки продавались миллионными тиражами.

Несмотря на то, что зародился металлл в андеграунде, жанр наводнил массовую культуру. В Голливуде Cannibal Corpse снялись в фильме с Джимом Керри «Эйс Вентура». Появились канонические персонажи вроде Уэйн Гарта из «Мира Уэйна» и Бивиса с Батт-Хэдом. Headbanger’s Ball на канале MTV каждую неделю пускал лучи металла в каждый дом, а в культовых молодёжных передачах вроде «Мир» на канале 4 и TFI Friday музыканты Metallica, Nirvana, Faith No More, Slipknot, Napalm Death и Corrosion Of Conformity сидели на диванчиках рядом с актёрами сериала «Жители Ист-Энда» и Spice Girls. Да уж… В 90-е лунатики и психопаты действительно захватили сумасшедший дом.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* — иностранная пресса печатается на месяц вперёд


Dimon