Главная » Металика » At the Gates. Пей и наслаждайся жизнью, ибо завтра мы умрём

At the Gates. Пей и наслаждайся жизнью, ибо завтра мы умрём

[Материал из журнала «Terrorizer» за июнь 2018 года]

Несмотря на успешный и признанный критиками альбом ‘At War With Reality’, уход гитариста Андерса Бьорлера поставил будущее легенд шведского дэта, группы At The Gates, под сомнение. К счастью, ряды коллектива пополнил новый гитарист, и ребята выпустили ещё более мрачный и тяжёлый альбом ‘Drink From The Night Itself’. Томас Линдеберг говорит, что группа никуда не делась…

Как всем нам известно, есть несколько ключевых команд, чьё влияние неоспоримо и чья музыкальная карьера может считаться эпохальной. Команды эти ассоциируются с определённым звучанием и фирменным стилем. Нравится вам или нет (как доброжелателей, так и ненавистников у них достаточно), но At The Gates – одна из таких команд.

С тех пор, как в 2007 году, после почти 12-летнего отсутствия, они реформировались, лютые шведы не сбавляют оборотов, предпочитая стремиться вперёд, а не оглядываться на прошлое, и выход их нового альбома, ‘To Drink From The Night Itself’ («Испить Самой Ночи»), вышедший после их долгожданного и всеми любимого альбома-возвращения ‘At War With Reality’ – это запоздалая возможность написать совершенно новую главу в истории (скандально) известных сынов Гётеборга.

«Мы словно заново родились, – говорит вокалист/автор текстов Томас Линдберг, – полно новой энергии, мы сосредоточены, и все на одной волне. И Йонас (Штальхаммар, новый гитарист) усердно работает и привнёс трудовую этику, вдохновив и остальных участников группы, поэтому в коллективе царит просто великолепная атмосфера».

Вновь обретённая энергия и живость существует, вопреки – или, возможно, благодаря – уходу давнего гитариста Андерса Бьорлера, чьё решение покинуть At The Gates, вероятно, шокировало многих поклонников группы, но Линдберг говорит, что будущему группы оно никак не угрожало.

«Андерс такой гитарист, который мог бы за два дня написать новый альбом, и он всё равно был бы лучше, чем многое из того, что сегодня выходит, – продолжает фронтмен, – но у него не было вдохновения, а потому это было бы неискренне. Вот он и решил, что с него хватит, и он хочет завязать».

«И да, мы могли бы спокойно продолжать выезжать на прошлых заслугах и наследии группы – продолжает Томас, – но мы считали, что хотим быть современной группой, и нам ещё есть, что сказать, и Андерс был важным звеном в нашем коллективе. Он постоянно говорил: «Не хочу вас тормозить, ребята. Я знаю, вы ещё на многое способны, а я больше ничего не могу родить» (да и гастроли у него уже в печёнках сидели), и он нас реально мотивировал двигаться дальше без него. Конечно же, старый материал по-прежнему востребован, но нужно было выразить себя новыми песнями. А мы всегда были креативной командой, поэтому было приятно снова погрузиться в коллективную работу, а теперь всё кажется ещё более естественным, чем когда-либо».

Похоже, остальные участники группы согласны с этим мнением, особенно брат Андерса, Йонас, который признаёт, что «Андерса нам, безусловно, будет не доставать. Мне не хватает его в музыкальном плане, ну и как творческого партнёра тоже».

«Мы любили испытывать друг на друге различные музыкальные идеи, – рассказывает басист, – и было легко сконцентрироваться на песнях, вытащив из них лучшее. Но я не считаю, что уход Андерса отрицательно сказался на динамике группы. Всё-таки мы в At The Gates вместе уже больше 25 лет, и все – очень хорошие друзья».

И несмотря на то, что все остальные участники группы, безусловно, разделяют эту точку зрения, барабанщик Адриан Эрландссон утверждает, что его роль в группе с момента основания At The Gates фактически не изменилась, а гитарист Мартин Ларссон, смеясь, радуется, что ему больше не придётся быть «новичком» – возможно, важнее всего то, что сам Штальхаммар разделяет этот позитивный взгляд, добавляя, что «переход был очень гладким. Поскольку я всех в группе знаю, мне было проще адаптироваться, и поскольку я уже играл с Адрианом и Томасом в группе The Lurking Fear, я уже привык быть с ними в одном коллективе».

«Когда Андерс сказал, что уходит, мы решили, что немедленно начнём сочинять новый материал, продолжая поиски нового гитариста, – добавляет Линдберг, – и когда пришёл Шталис, у нас уже фактически весь альбом был готов, поэтому жаль, что он никак не отметился в творческом процессе. Он, конечно же, написал свои соло-партии и всё такое, но это и был объём его работы. Мы, безусловно, хотим, чтобы в будущем он принимал активное участие в сочинении песен. Он пишет множество материала для других своих групп (God Macabre, Bombs Of Hades, The Lurking Fear), и знает At The Gates с первого дня, поэтому вряд ли ему нужно объяснять, как должна звучать музыка At The Gates. Да и нас он знает уже много лет. Мы знали, что он нам подходит».

Помимо изменений в составе, тот факт, что ‘To Drink From The Night Itself’ – второй альбом группы после воссоединения (и шестой в дискографии), означает, что контекст, в котором они работают, сильно отличается от того, который был в 2014 (или даже в 1995). Похоже, совокупность факторов дала группе больше творческой свободы, разрушив, наконец-то, творческие ограничения, вызванные двенадцатилетним ожиданием.

«На этот раз было гораздо меньше давления со стороны, – подтверждает фронтмен, – может быть, альбом ‘At War With Reality’ был (и есть) немного… осторожным, может быть…? Или может быть, чересчур доступным для широких масс? Однако нам всё равно (тот) альбом нравится, и, вероятно, в тот момент нужно было выпустить именно такую пластинку – безусловно, это было лучшее, что мы могли выпустить в 2014, поэтому мы в этом преуспели. Может быть, стоило тщательнее над песнями поработать, а не делать всё по банальной схеме «куплет/припев» (как мы уже делали на альбоме ‘Slaughter Of The Soul’). Поэтому на новом альбоме хотелось попробовать что-нибудь прогрессивное. Мы сразу же знали, что хотим двигаться в непривычном для нас направлении. И с таким чувством мы с Йонасом (Бьорлером) приступили к сочинению песен. Я не говорю, что это непременно лучше или хуже – просто сам процесс другой, и мы смогли очень быстро сдвинуться с мёртвой точки.

«Конечно же, у каждого в группе было право голоса, – продолжает он, – я знаю, Мартин и Шталис много говорят о сложных утончённых гитарных партиях и фишках, в которых мне не особо нужно разбираться. На мой взгляд, гитары стали звучать скорее в дэтовом стиле [на новом альбоме], нежели в трэшевом, как это было на ‘At War With Reality’. И вернувшись к своим дэтовым корням, мы, как мне кажется, создали самый честный и искренний альбом At The Gates в дискографии группы».

Более мрачная и тяжёлая атмосфера вкупе с более прогрессивным мышлением ощущается на протяжении всей пластинки ‘To Drink From The Night Itself’. В песнях вроде мрачной, но убойной ‘A Stare Bound In Stone’, яростной ‘Palace Of Lepers’ и тяжёлой ‘The Colours Of The Beast’ группа демонстрирует более грубое, агрессивное и дэтовое звучание, в то время, как более сложные композиции вроде потрясающей ‘Daggers Of Black Haze’ доказывают, что желание группы пойти более прогрессивным путём, а не прямолинейным – не просто слова.

Томас также спешит отметить, что тяжесть и многогранность нового альбома стала абсолютно естественным прогрессом («Это At The Gates, и мы всегда менялись от альбома к альбому, – утверждает он как бы невзначай, – у нас нет одинаково звучащих пластинок»). Вероятно, эта особенность оттолкнёт фэнов, знакомых с группой лишь по альбомам ‘Slaughter Of The Soul’ или ‘At War With Reality’, но Томас также хочет подчеркнуть, что более преданные и давние фэны, бывшие с группой с самого начала, будут более чем рады столь мрачной и убойной пластинке.

Но не надо думать, что ‘To Drink From The Night Itself’ – всего лишь отсылка группы к корням. Как уже сказал Линдберг, At The Gates всегда стремились смотреть в будущее, а не жить в прошлом, и, возможно, именно поэтому на новом альбоме присутствует немало интересных партий и сюрпризов – начиная от неожиданной барабанной сбивки во время ядовито заразительного заглавного трека и заканчивая мрачным атмосферным грандиозным эпиком ‘The Mirror Black’. Вероятно, весьма неожиданно, что некоторые песни – прежде всего, крайне ужасающая ‘A Labyrinth Of Tombs’ – содержат выраженный и невероятно мощный бэк-вокал, который помогает наполнить уже и без того дерзкое и громогласное звучание альбома.

«Раньше мы никогда бэк-вокал, по сути, не использовали, – заверяет Линдберг, – так что это для нас новая фишка. Его исполняют оба Джонаса, и на концертах мы тоже будем его использовать, чтобы разнообразить вокальную палитру, особенно в песне вроде ‘The Chasm’, где одновременно звучит три разных вокальных линии».

Концепция лирики, лёгшая в основу альбома, также совершенно новая и является ещё одним значимым шагом вперёд к творческим амбициям группы. За основу взят роман немецкого писателя Петера Вайса «Эстетика Сопротивления» – книга, в которой описывается, что искусство может являться инструментом или оружием в момент свободы и притеснения. Песни на альбоме ‘To Drink From The Night Itself’ переполнены праведным гневом и разочарованием, а также немалой дозой агрессии и напряжения благодаря мощному фирменному резкому вокалу Линдберга, который более чем подходит суровому и серьёзному требовательному материалу на альбоме. Было непросто решиться на эту концепцию, спешит с радостью объяснить всегда словоохотливый вокалист.

«Изначально мы хотели найти то, что подходит нашим ощущениям и что мы пытались выразить – чувство отчаяния и важности, когда пытаешься победить непобедимое. И я помню, у меня была эта книга, которую я впервые прочитал лет пятнадцать назад (наверное), и в то время мне показалось, что это слишком серьёзная концепция для альбома. Но мы поняли, что концепцией ‘At War With Reality’ мы задрали планку слишком высоко, поэтому, возможно, настало время воспользоваться тяжёлой артиллерией!»

«Конечно же, мы обсуждали идею этой концепции книги с ребятами, – продолжает Томас с печальной улыбкой на лице, – и я уже говорил Йонасу (Б), что хотел бы описать в музыке и словах эти эмоции и чувства, настроение и концепцию. И, к счастью, он сказал мне, что у него уже кое-что похожее есть, и как только он прочитал мою лирику для нескольких песен, ещё лучше понял, в каком я двигаюсь направлении, и стал писать в соответствии с лирикой».

«И я фактически сел и стал работать весь день, с 9 до 5, пока девушка была на работе. Исследуя и развивая концепцию, я реально стал понимать, что она нам идеально подходит – она отражает настроение песен и самой группы, и как только мы с Йонасом решили, какой будет музыка, этот роман стал своего рода интеллектуальным вызовом, благодаря которому мы смогли сдвинуться с мёртвой точки и уже сочинять лирику».

Вероятно тем, кто до сих пор знает группу по песне ‘Blinded By Fear’, эта интеллектуальная глубина и чрезмерная тяжесть пластинки придётся не по вкусу. (Томас снова напоминает, что у группы есть врождённая потребность и стремление создавать музыку, и коллектив никогда не интересовала коммерция и мнение критиков). Но дело в том, что наследие ребята после себя уже давным-давно оставили (бросьте камень практически в любой крупный город, и вы, скорее всего, случайно попадёте, как минимум, в одну команду, на которую At The Gates оказали непосредственное влияние), и единственные, кому они хотят угодить – это себе.

Однако Линдберг и его соратники прекрасно понимают значимость группы на мировой металлической сцене, чего невозможно игнорировать, однако, кажется, они уже давно придумали, как совладать со своей (иногда дурной) славой.

«Мы, честно говоря, стараемся об этом много не думать, – невозмутимо заявляет вокалист, когда мы в лоб спрашиваем его, что он думает по поводу постоянно растущей славы и популярности группы, – мы уже давно приняли решение оставаться спокойными, невозмутимыми и скромными. Но при этом мы реально ценим своё положение, поскольку не многие команды могут быть настолько плодотворными, но в ТО ЖЕ время свободными в творческом плане, как мы. Нам не нужно беспокоиться о том, что думают остальные, и это бесценно. Конечно же, мы немало работали для того, чтобы добиться этого статуса – многие годы гастролей и времени, проведённого в андеграунде, но мы чувствуем, что нам несказанно повезло».

И в заключение разговора, подытоживая нынешнюю философию группы, Линдберг делает многозначительную паузу, а потом выдаёт.

«Мы всегда стараемся звучать убедительно и честно – по крайне мере, это самое главное, и надеюсь, так и получается, пусть и звучание и песни от альбома к альбому меняются, – подчёркивает он выразительно, – но мы так работаем. И стоит позволить себе расслабиться и стоять на месте, как всё это быстро наскучит. Мы играем эту музыку лишь потому, что нам это интересно, и мы ощущаем себя живыми. И если когда-нибудь это чувство пройдёт, и мы начнём переделывать старые песни на новый лад просто, чтобы было… тогда мы уйдём на покой. Уж лучше сразу распустить группу, чем идти у кого-либо на поводу».

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук




Dimon