Главная » Металика » Carcass. Мерсисайдский бит

Carcass. Мерсисайдский бит

[Материал из журнала «Iron Fist» за январь 2014 года]

Интервью в Париже, фотосессия – в Токио… Carcass возвращаются на сцену, демонстрируя миру свою уникальную сталь британского разлива. Честно говоря, мало кто ожидал услышать новый альбом, но не отказался бы… Наш французский коллега, Оливье «Золтар» Бадин, не испугался вербального избиения со стороны фронтмена Джеффа Уокера и лёг под нож бога грайндкора, чтобы узнать о пластинке года в мире экстремальной музыки.

Если в лагере Carcass что-то и оставалось неизменным, так это их очевидная британская привычка быть до такой степени невозмутимыми и беззаботными, что складывается ощущение, будто ребятам просто наплевать. На самом деле, это не так, и сегодня – всё для поклонников; многие ли не побоялись отстегнуть около 45 евро за 40-минутное выступление Carcass? Многие ли расстроились, что группа не выступила хэдлайнером? В конце концов, прошло уже почти два десятка лет с тех пор, как они последний раз выступали в Париже, в теперь уже не существующем клубе “Elysee Montmartre”, с «командой поддержки» в лице Supuration и Loudblast – некоторые участники этих коллективов, кстати, сегодня здесь, но уже в качестве зрителей. После концерта мы отдыхаем в уютной (в кои-то веки!) приятной комнате, и я напоминаю ребятам, что они отыграли на одной из самых известных рок-площадок столицы, l’ Olympia, – где среди прочих выступали Эдит Пиаф, Джимми Хендрикс и The Beatles, и где редко проходят металлические концерты, не говоря уже о дэт-метале – а в ответ вижу лишь непонимающий взгляд гитариста Билла Стира. Фронтмен Джефф Уокер, сидящий рядом с ним на диване, просто пожимает плечами, а потом совершенно беззаботно выдаёт: «По крайней мере, хоть цветы в комнате поставили, глаз радуют!», затем жалуется на то, что в клубе можно выходить на сцену только через полтора часа после открытия дверей – все должны убедиться, что фэны достаточно потратили на алкоголь в баре. Музыканты Carcass откровенно стебутся над так называемым французским виски, что стоит на столе среди закусок (даже ваш покорный слуга вежливо отказался его пить), и новым гитаристом Беном Эшем, который не обращает внимания на смешки своих коллег и сосредоточенно играет на отключенной бас-гитаре всё, что ни попроси. В некоторой степени, Carcass образца 2013 фактически ничем не отличается от Carcass образца более чем двадцатилетней давности. И это, возможно, лучший комплимент, который можно сделать этим парням, однако не факт, что они его, кстати говоря, оценят. Билл – всё тот же высокий блондин в джинсах клёш, предпочитающий, если в этом нет необходимости, оставаться на заднем плане, а Джефф, как и раньше, решает в группе все деловые вопросы и по-прежнему приветлив и саркастичен, чего даже не пытается скрыть.

Окружённые хорошо известными лицами (басист Samael, Кристоф «Мас» Мермод работает у ребят световиком, а бывший участник Cathedral, Марк Гриффитс, выполняет функции менеджера) новенькие парни, Бен и барабанщик Дэн Уилдинг, похоже, идеально вписываются в группу – как на сцене, так и вне её. Наконец-то, снова есть ощущение, что Carcass – целостная группа. Это вам не притворный «реюнион» на фоне сомнительной профессиональной, правда лишённой страсти и эмоций, атмосферы 2007 года. Как ни странно, группа в данный момент несётся на всех парах, учитывая, насколько скептически сегодня воспринимают все эти возвращения и реформации, да ещё и обвиняют парней в том, что те хотят срубить бабло. У ребят вышел столь долгожданный первый за 17 лет студийный альбом (‘Surgical Steel’), а концертный график расписан, как минимум, до сентября следующего года, поэтому не стоит бояться, что бывшие боги грайндкора, превратившиеся в уязвимых беззащитных мудрых стариков, в скором времени снова исчезнут.

Помимо мини-тура по Штатам в сентябре и нескольких концертов в России, Великобритании и Японии, их первый настоящий тур в поддержку нового альбома – это выступление в качестве разогрева в Европе у викингов Amon Amarth. Для одних это – довольно неожиданная новость, для других – и вовсе кощунство, что эти легенды должны опускаться до того, что «греть» публику другого коллектива. Последний раз группа соглашалась выступить на разогреве, по словам Билла, у Iron Maiden в начале 2009 – правда речь всего лишь о трёх выступлениях в Мехико – а Джефф вспоминает Body Count (!) в злосчастном туре по Великобритании в декабре ’93, и по его ухмылке на лице понятно, что воспоминания остались не самые трепетные. Сегодня вечером Олави Миконен (гитарист Amon Amarth) сказал, что «викинги» сами попросили Carcass оказать им такую услугу, и для них (Amon Amarth) за честь было поехать в тур в компании «одной из лучших дэтовых команд и одной из немногих, благодаря которым я решил взять в руки гитару», но в типичной саркастичной британской манере парни из Carcass даже не пытаются скрыть, что это спорное решение мало кого из них устраивало. И если Уокер продолжает утверждать, что это – прекрасная возможность завоевать молодую аудиторию, которая «может быть, о нас знает, правда даже не удосужилась послушать, что играют эти старые пердуны», то Стир признаётся, что был против этого решения. Но поскольку Carcass снова всё делают самостоятельно, винить они могут только себя самих. Джефф замечает, что «мы в основном занимаемся деловыми вопросами группы самостоятельно, пусть даже у нас есть и бухгалтер, и юрист, и организатор выступлений. Но это мало кого удивляет, потому что в 90-е мы уже всё это проходили. Я даже помню, когда Мартин Несбитт (бывший владелец первого офиса лейбла Earache в Штатах) был нашим менеджером, я всегда стоял у него за спиной, чтобы следить за тем, какого чёрта он делает. Но мы знаем, что теперь гораздо проще, потому что теперь имя Carcass работает на нас. Следовательно, мне не нужно докучать промоутерам или организаторам фестивалей – они сами к нам приходят с предложениями. Поэтому жизнь наша расписана на два года вперёд».

«Однако на тур с Amon Amarth надо смотреть прагматично. Ведь и ежу понятно, что сегодня они круче и успешнее нас. Они продают больше пластинок, вот и весь разговор. Посмотрев их выступление на фестивале Tuska в Финляндии, я понял, насколько они круты, и почему 18-летние металхэды так по ним прутся. Возможно, мы слишком продуманные…».

«Не стал бы нас так называть!» – встревает Билл.

«Наша музыка не такая широкодоступная. Довольно сложно под бластбиты размахивать надувным молотом и танцевать, согласись? По сравнению с нами, они гораздо более мейнстримовые, так сказать, пусть даже их музыка и основана на дэт-метале. Мы по сравнению с ними как Rush! И слишком старые…».

«Конечно же, в британской части тура нас принимали лучше, особенно в Глазго и Манчестер, но слушай – мы могли и в качестве хэдлайнеров поехать, но давай будем честными – сколько бы на нас пришло в Париже? Пять сотен? Сегодня мы играем перед публикой в 2 000 человек, и многие увидят нас в первый раз, поэтому кто знает, может быть, мы в свои ряды парочку да завербовали. Мы никого за шкирку на свои концерты не тащим – и своих фэнов на страничке в Facebook приходить не отговариваем, как это хотели сделать парни из группы Hell (выступающие с нами), узнав, что им выделили всего 20 минут … [смеётся]».

Ну, по крайней мере, ребятам не пришлось платить за разогрев, что сегодня считается нормой.

«Мы никогда этим не страдали и не собираемся, – твёрдо говорит Джефф, – да, мы действительно потеряли бабки на двух концертах в Underworld в Лондоне в марте прошлого года, но мы специально снизили цены на билеты, поскольку это в первую очередь был подарок поклонникам, а также возможность представить новый состав. С тех пор, как стало известно, что мы выступим на фестивале «Ужасов» Кирка Хэмметта в феврале следующего года в Сан-Франциско, нас только и спрашивают, сколько нам пришлось отстегнуть, хотя на самом деле мы просто взяли, да попросили его менеджера. Вот и всё».

За несколько недель до выступления в Париже мне удалось поговорить с Джеффом в более спокойной и привычной для него обстановке. Мы встретились у него дома в Ливерпуле. Острый на язык фронтмен всё с той же долей сарказма рассуждал о взлётах и (многочисленных) падениях музыкального бизнеса в 21 веке – в том числе, и о том, что альбом ‘Surgical Steel’ был нелегально выложен и скачан на нескольких «легальных» российских сайтах почти за два месяца до официального релиза. Но в отличие от большинства своих профессиональных музыкальных коллег вечный циник Джефф реагирует так, будто плевать на это хотел: «А кто я такой, чтобы жаловаться? У меня дома тонны переписанных кассет. Может быть, мне и 44 года, но я до сих пор не купил себе диск Kreator ‘Pleasure To Kill’! Да и потом, как ни крути, всегда у всех одна проблема: деньги. Моё поколение виновато не меньше нынешнего: мы переписывали альбомы как сумасшедшие. Единственная разница состоит в том, что мы потом всё же альбом покупали на физическом носителе, потому что каждому хотелось иметь собственный экземпляр. Но опять же, я смотрю на свою коллекцию дисков, и понимаю, что за последние годы она несильно-то и пополнилась. Поэтому должен признаться, что все эти mp3 – штука очень удобная, прямо как плеер Walkman для поколения 80-х. Но мы всего лишь хотим, чтобы альбому дали хотя бы шанс. Не надо оценивать наши новые песни на основе mp3-треков, сп*зженных из интернета. К тому же, альбом ‘Surgical Steel’ мы хотели сделать целостным, как это было с ‘Heartwork’ (1993). Это НЕ сборник песен, где послушать можно две-три, а остальное – завуалированные би-сайды».

Парни записали для альбома 15 треков, но вошли на пластинку только 11: из четырёх оставшихся одна попала на лимитированный дигипак и в качестве второй стороны сингла ‘Captive Bolt Pistol’ (‘Intensive Battery Brooding’). Ещё одна вошла в японское издание альбома (‘A Wraith In The Apparatus’), а третья стала доступна в формате флекси-диска вместе с сентябрьским выпуском американского журнала Decibel. Последняя невыпущенная песня (‘Livestock Marketplace’) осталась пылиться на полке до лучших времён.

«Если бы мы выпустили все, что у нас было, альбом бы длился больше часа, и я сомневаюсь, что кто-нибудь хочет сидеть и слушать нас так долго! К тому же, дополнительные треки обладают другой атмосферой – в них больше рока а-ля ‘Swansong’ и мы решили, что они бы убили общую динамику пластинки».

Как бы там ни было, чтобы собрать весь новый материал любимой группы, преданным поклонникам пришлось раскошелиться. Многие скажут, что именно таким образом Carcass и хотели «навариться». Раз уж на то пошло, группу обвиняли в продажности с момента новостей о возвращении Carcass в октябре 2007 года. Всё стало ещё хуже, когда в ноябре 2012 просочилась информация о том, что ребята работают над новым альбомом, несмотря на обязанности Майкла Эмотта (гитара) и Дэниела Эрландссона (барабаны) в коллективе Arch Enemy. Вздыхая, Джефф заверяет нас, что «в первую очередь мы планировали отыграть эти концерты с Майклом и выступить перед теми, кто никогда не видел нас в 80-е и 90-е. Вот и всё. И только когда Майкл объявил, что хотел бы снова сосредоточиться на Arch Enemy и Spiritual Beggars, и ему не интересно работать над новым альбомом Carcass, мы с Биллом задались всё тем же вопросом: хотим ли мы выпустить новый альбом Carcass? Можно сказать, в этом есть моя вина – когда во время интервью бразильскому журналу Rolling Stone репортёр меня ни с того ни с сего спросил о возможности нового альбома, ни секунды не медля, я ему честно ответил, что понятия не имею, но если Биллу идея нравится, почему бы и нет? И через несколько месяцев Билл уже открыто признавался, что у него есть несколько риффов, из которых можно было бы слепить новые песни, но он сомневался, что стоит заморачиваться. Поэтому, в некоторой степени, нам для начала нужно было понять, на одной мы с Биллом волне или нет».

«Конечно же, циники скажут, что ‘Surgical Steel’ – всего лишь средство и возможность продолжить гастроли, и, возможно, в чём-то они правы, но мотивировало нас отнюдь не это. Мы хотели доказать, что в 2013 году Carcass могут выпустить значимый актуальный альбом, который был бы востребован, а не отдавал ностальгией. И дался он нам весьма непросто. Слушай, ну давай будем честными: мы не выпускали альбомов 17 лет, наш оригинальный барабанщик Кен Оуэн с нами больше не играет, а большинство старых пердунов, вернувшихся из домов престарелых, ничего кроме смеха и тошноты не вызывают. Мы с самого начала оказались в невыгодном положении».

Несмотря на опасения Джеффа и Билла, работа над новым альбомом всё же началась, и довольно быстро лейблы начали биться за право подписать ребят и выпустить пластинку. В этой битве победил мощный немецкий лейбл Nuclear Blast. «Мы легко могли согласиться, скажем, на Prosthetic Records, которые предложили нам приличные бабки, не слыша ни одной ноты, – говорит Джефф, – но дело было не в деньгах… Мы решили сами финансировать весь процесс, и планировали, по крайней мере, отбить эти деньги, и да, Nuclear Blast предложили больше всех. Щедро, но не так много, как некоторые считают. Мы столько же получаем за выступления на нескольких фестивалях. Когда я приехал в Лос-Анджелес с несколькими готовыми треками, их босс даже не удосужился притащить свою задницу на встречу. Маркус Штайгер (владелец Nuclear Blast) эту идею реально поддержал и сказал, что полностью нам доверяет и слушать будет, когда альбом выйдет. К тому же, менеджер офиса Nuclear Blast в Штатах – один из моих лучших друзей – а это как минимум значит человеческое отношение».

Возможно, Джефф отбрасывает любые предубеждения о том, что они с Биллом в кои-то веки хотели сколотить исключительно британский состав, но Уокер про новых соратников может сказать только хорошее – особенно про 24-летнего Дэна Уилдинга, который ещё даже на свете не было, когда вышел альбом ‘Reek Of Putrefaction’ (1988). «На фоне таких юных музыкантов мы с Биллом лишний раз выглядим недоразвитыми. Честно говоря, у Дэна уже был серьёзный музыкальный опыт, и он уже успел нас впечатлить, когда пять лет назад мы с ним гастролировали по Штатам. Для нас это было большим делом, учитывая, что Дэн уже играл в группе Aborted, участники которой всю карьеру п*здили наши фишки. А ещё мы думали, что он из Бельгии… [смеётся], потому что Aborted – бельгийцы. Вот такая у нас жёсткая была позиция, даже хуже, чем у некоторых блэковых команд. Но теперь Дэн с нами, и может быть, это значит, что мы наконец-то повзрослели. А может быть, он просто покорил нас энтузиазмом и преданностью своему делу».

«На одной из наших самых первых репетиций я ему заикнулся, что, как и большинство барабанщиков его поколения, он играет бластбиты двумя ногами на двух педалях, а Кен играл в «олдскульной» манере», одной ногой. И я даже и в мыслях не держал наезжать на молодого парня, мы просто обсуждали различную технику исполнения. Однако уже на следующей репетиции Дэн стал играть одной ногой, как Кен, потратив всё свободное время на то, чтобы научиться так же. И когда я спросил его, зачем он так парился, он просто ответил, что такой стиль подходит Carcass лучше всего. Вот на такие чудеса способен этот мальчишка».

Однако нового соло-гитариста, Бена Эша, взяли в команду уже после того, как альбом уже был готов, поскольку Билл решил записать ВСЕ гитарные партии сам. И Джефф считает, «Биллу было что доказывать, ибо после ‘Swansong’ он полностью забросил металлическую сцену. Майкл Эмотт остался и в некоторой степени пронёс звучание Carcass через годы. В итоге многие стали спонтанно ассоциировать этот стиль с Майком, а не с Биллом. К тому же, Билл никогда ничего не делает наполовину: он либо делает, либо не делает вообще. И когда мы решили работать над новым альбомом, Билл вкалывал как проклятый. В итоге написал музыку к 10 из 11 песен на альбоме. А знал ли ты, что большинство соло-партий на пластинке Билл частично сымпровизировал? Когда Колин Ричардсон во время сведения пластинки свинтил, а доделывал за него Энди Снип, старина Энди был поражён, сколько дублей с соляками мы пробовали на каждую песню. Ой, ну это же Билл Стир!».

Несмотря на то, что название альбома – это своего рода полушутливая дань Judas Priest [у них есть альбом ‘British Steel’ («Британская Сталь») – прим. ThRaSheR], к чему невозможно придраться так это к звучанию ‘Surgical Steel’. И звучит он, ну… как альбом Carcass. На обложке хирургические инструменты, выложенные по кругу. Фотографировал их старый друг группы, Ян Тилтон, 22 года назад работавший с ребятами над канонической обложкой ‘Necroticism…’ (1991)

«Идея для обложки и названия у меня родилась в один день. В юности я фанател от Carcass, особенно мне нравился их легко узнаваемый образ, как и Iron Maiden. И теперь я, конечно, понимаю, что стоило продолжать атмосферу, которая от «Некротизма» переходила к альбому ‘Heartwork’, потому что это и есть сущность Carcass. Поэтому на этот раз важно было установить мгновенную связь с фэном, чтобы увидев обложку, он тут же сказал: «Ну ОЧЕНЬ похоже на Carcass». Некоторые говорят, что новые песни звучат почти как старый материал».

«В отличие от ‘Swansong’, новая пластинка – не сильный уход от старых альбомов. Но если кому-то не нравится – это нормально. Каждый вправе делать, что ему хочется. И если некоторые считают новыми спасителями металла группу Avenged Sevenfold, я вряд ли чем-то могу помочь».

Тем не менее, поскольку многие уже называют новую пластинку «возвращением в форму», нельзя не задаться вопросом, а не думал ли Джефф хоть на секунду о том, чтобы когда-нибудь перестать копаться в старом медицинском словаре своей сестры, который в былые годы он затёр до дыр? Ну, для того чтобы чем-то удивить в плане лирики. Но опять же, Джефф пожимает плечами, говоря, что не понимает, зачем париться, «если сегодня достаточно послушать несколько польских команд, где крови, кишок и всего остального в изобилии. На всю оставшуюся жизнь хватит».

«На ‘Surgical Steel’ я хотел воссоздать отвратительную извращённую атмосферу «Некротизма», только в более уточнённой манере, как мы делали на ‘Heartwork’. Однако я ничего не планировал, всё само так получилось».

Тем не менее, Джефф по-прежнему первым скажет, что «мы ещё не выпустили свой самый лучший и совершенный альбом. Безусловно, ‘Heartwork’ – наша самая продаваемая пластинка и по-прежнему считается вехой, но можно было бы сделать гораздо лучше. Мало кто знает, что у меня, к примеру, на вокал было всего два дня… Но я никогда не понимал команды, которые твердят, что их новый альбом – лучшее творение в их дискографии. Если они действительно считают, на хрена париться и делать ещё один, раз, как они говорят, им никогда не удастся его превзойти? Это как все эти новые глэмерские команды из Скандинавии, которые, похоже, на полном серьёзе считают, что станут новыми Guns N’ Roses, но сейчас просто уже не 1987 год, и Стокгольм – это не Лос-Анджелес. Когда мы придумали название ‘Carcass’ («Труп»), и тот стиль 25 лет назад, мы знали, что нас будет слушать лишь определённая аудитория. Поэтому мы никогда не притворялись, что можем стать новой Metallica. Когда в 1996 году мы развалились, жанр «дэт-метал» уже себя изжил, поэтому справедливо будет сказать, что в 2013 году создать нечто революционное в этой музыке крайне сложно. Но мы такой цели себе всё равно не ставили, а просто хотели выпустить хороший альбом Carcass. Вот и всё».

И всё же, пусть сегодня шокирующая обложка альбома ‘Reek Of Putrefaction’ выглядит скорее отсталой и комичной, сложно не заподозрить ребят в том, что им по-прежнему нравится стебаться. В конце концов, в таких безобразно названных какофоничных возгласах вроде «Покрытой Бородавками Уретры» или «Выблеванного Анального Тракта» чувствуется тонкий чёрный юмор, где человек сам становится жертвой – довольно целостная концепция, учитывая, что двое из трёх участников группы были веганами [вегетарианец по-прежнему только Кен Оуэн]. Во время выступления Carcass в клубе Olympia я увидел вокруг себя множество озадаченных (мягко говоря) лиц, когда группа приступила к исполнению «Дробилки Гениталий», инструментального вступления к альбому ‘Reek Of Putrefaction’ («Вонь Разлагающегося Трупа»), а на экране показывали совершенно отвратительные огромные изображения нескольких ужасно изувеченных гениталий, прекрасно смотревшихся бы на обложке альбомов Dead Infection. Глядя на всё это, я не мог не подумать о том, что в некоторой степени Уокер по-прежнему наслаждается опасными занятиями и любит, как он это весьма тонко называет, «вызывать трения». И в конце концов, он осознаёт, что «только в Англии такие образы могут считаться оскорбительными… Если член стоит. Если он в спокойном состоянии – нет никаких вопросов. На самом же деле, самое забавное в сегодняшнем выступлении это то, что я уверен, некоторые были рады и аплодировали. Не зря Париж называют голубым, правда?!».

Ах вы чёртовы паталогические придурки, когда же вы уже поймёте? А мы? Наверное, никогда. Да и зачем? Так ведь веселее.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon