Главная » Металика » Carcass. Перерезанная жизнь

Carcass. Перерезанная жизнь

[Статья из журнала «Terrorizer» за октябрь 2013 года]

После долгих 17 лет одна из величайших экстремальных команд современности, CARCASS, явила миру новый альбом. Эта история не о группе, вернувшейся, чтобы нажиться и плюнуть на свои принципы – но и вернулась она не на два дня.

«Идеально было бы, чтобы альбом был уже завершён, сведён, обложка была нарисована, а узнали бы о нём все только сегодня. Представь, если бы узнавали о выходе нового альбома в день его релиза, когда всё уже готово. Разве было бы неинтересно?» – с энтузиазмом спрашивает Джефф Уокер.

К сожалению, мы так и не ощутим это чувство, однако уверены, что большинство преданных фэнов Carcass будет на грани инфаркта от восторга. Сегодня век интернета, и информация о том, что басист Джефф Уокер и его легендарный коллега, гитарист Билл Стир, записывали альбом, просочилась несколько месяцев назад, а сам альбом, к сожалению, «слили» в сеть в начале августа. Но всё равно безумно приятно видеть вернувшихся Carcass со столь прекрасным альбомом, как ‘Surgical Steel’ – и это спустя 17 лет после выхода последней пластинки коллектива. А если вы совсем извращенец – то около 20 лет с момента выхода их достойного классного альбома. Этих эмоций нам вполне достаточно, поэтому спасибо вам огромное, ребята!

Группа Carcass – чрезвычайно важна; она настолько необходима, что перекрывает любой неприятный «эффект воссоединения», будь то хорошо или плохо. Как только вступление ‘1985’ сменяется яростным безумным дэт-грайндом ‘Thrasher’s Abattoir’, чувствуешь себя в своей тарелке, а сами Carcass будто никуда и не уходили. Перед нами настоящий Carcass, а не перекраивание старого или новая современная группа. Это Carcass образца 2013 года – ни больше, ни меньше. И выходит, что именно к этому ребята и стремились.

«Цель у нас была довольно скромная – просто хотели записать и выпустить новую музыку, – говорит Джефф, – я хотел, чтобы она была достойной и не уступала нашему старому материалу. Хотел, чтобы слушатели были впечатлены, чего, на мой взгляд, мы добились. По крайней мере, пластинка получилась лучше два наших последних альбома, а то три. Она является доказательством того, что мы – не запутавшиеся старики-идиоты, жаждущие срубить бабла».

Конечно же, фраза «не уступала старому материалу» приобретает совершенно иное значение, когда этим «старым материалом» оказываются альбомы вроде ‘Symphonies Of Sickness’ (1988), ‘Necroticism – Descanting The Insalubrious’ (1991) или ‘Heartwork’ (1993). И даже если цель по меркам группы весьма скромная, на кон было поставлено чертовски много, как только после серии концертов было принято решение сочинять новый альбом. К счастью, Джефф с Биллом прекрасно это понимали и как могли, держали весь процесс в тайне – надо сказать, продержались ребята довольно долго.

«Никакого давления мы не чувствовали, никто от нас ничего не ждал, и мы наслаждались полной анонимностью во время творческого процесса и работы в студии, – вспоминает Билл, – никто не знал, чем мы занимались, всё было очень тихо, поэтому мы полностью сосредоточились на новых песнях. Мы сочиняли лишь то, что хотели услышать, ведь стоит выйти за рамки, и сразу же начинаешь думать, чего хочет аудитория, и сводишь себя с ума. И ничего у тебя не получится».
Джефф добавляет: «Ты можешь лишь быть собой. И если ты доволен тем, что делаешь – это прекрасно. В Carcass никогда не было иначе».
«Было безумно весело и увлекательно, – продолжает вспоминать Билл, – когда мы сочиняли альбом, никаких временных ограничений у нас не было, да и финансовых тоже, лейблы тогда ещё тоже с нами не сотрудничали… песни просто лились из нас».

Теперь уже понятно, что превосходные дэтовые темы на ‘Surgical Steel’ являются продуктом непринуждённой обстановки во время творческого процесса. Почему же, если всё настолько замечательно, ребята не собрались раньше? Джефф говорит, что решающим моментом для него стал «звонок Билла», поэтому возвращаемся к тебе, Билл…

«На всё повлияли окружающие обстоятельства, – начинает Билл рассказывать о том, как принял решение сочинить ещё один альбом Carcass, – пусть я меньше всех хотел реформировать группу. Во время первых концертов с парнями из Arch Enemy стоило мне взять в руки гитару, как я тут же понял, что следующим логичным для нас шагом будет сочинение нового альбома. Только я не подумал о том, что Майкл [Эмотт] или Даниель [Эрландссон] от этой идеи были явно не в восторге, и я их понимаю, потому что у ребят была своя группа. По сути, пока Carcass оставался в таком составе – о новом альбоме не могло быть и речи».

«И когда всё в конечном итоге загнулось, каждый из нас занялся своими делами, а я просто играл риффы, не для какой-то конкретной группы. Я понял, что сочиняю материал, который звучит в стиле Carcass. Тогда-то я и звякнул Джеффу, а он, как оказалось, был тоже в этом весьма заинтересован. Ну, мы с ним поболтали и решили, что стоит попробовать, но никаких ожиданий не было. Мы сочиняли какие-то мелодии, но если они не звучали в стиле Carcass, их не нужно было никому слушать, поэтому никакого давления мы не испытывали».

Конечно же, несмотря на то, что магия в группе, возможно, по-прежнему присутствовала, ребята не сочиняли новую музыку около двух десятков лет. К тому же, было непросто найти нового барабанщика. К счастью, обе ситуации разрешились фактически сами собой.

«Мы с Джеффом не сочиняли ничего подобного с момента работы над альбомом ‘Swansong’, что было году в 1994-1995» – рассуждает Билл. Именно он является основным автором песен ‘Surgical Steel’, – несмотря на то, что Джефф помог с аранжировками, его единственная песня на альбоме – ‘The Granulating Dark Satanic Mills’ , всё остальное написал Билл. Гитарист продолжает: «Безусловно, мы откатали эти концерты с парнями из Arch Enemy, и Джефф поиграл с командой Brujeria, но нового материала не было. Я почти двадцать лет даже и не думал попробовать что-нибудь сочинить в этом жанре. Но мне кажется, сам того не осознавая, я постоянно собирал идеи, поэтому когда принялся сочинять новые песни – всё было очень быстро и спонтанно».

Джефф подытоживает, говоря, что «этот альбом – результат наших совместных выступлений и идей Билла, ну, и я тоже отличился, снова найдя в себе интерес к исполнению такой музыки».

Оставалось найти нового барабанщика. Однако нашли его довольно быстро. Им стал мощный ударник Даниел Уилдинг (Trigger The Bloodshed, воспитанник Aborted), более чем достойно вписавшийся в коллектив. Два основных участника Carcass всячески хвалят молодого парня.

«Он влился в группу невероятно легко, – признаётся Билл, – я этого парня давно заприметил. Я видел, как он играет в одном из наших совместных туров по Штатам, а я редко ошибаюсь в музыкантах. Интуиция меня не подводит. Нечасто можно найти того, с кем мне нравится играть. Мы рассматривали и других кандидатов, но этот парень был единственным, кого посоветовал я».

Джефф говорит, «парнишке всего 24 года, но он уже весьма опытный – мы прекрасно ладим. Он превосходно выполняет свою работу».

Так как же всё-таки звучит ‘Surgical Steel’? Похоже, общее мнение соответствует описанию пластинки Джеффом Уокером несколько месяцев назад – сочетание ‘Necroticism’ и ‘Heatwork’… даже если, как оказалось, дерзкий хитроумный басист нас подкалывал и дразнил.
«Ну, тут возникает вопрос – что было раньше? Курица или яйцо, – говорит, смеясь, он, – я говорил это ради красного словца, потому что знал, что во многих разожгу аппетит. Как правило, ‘Necroticism’ – любимый альбом многих, а ‘Heartwork’ – наша самая продаваемая пластинка, поэтому если их скрестить… – предлагает он, снова закатываясь от смеха, – сегодня многие мне верят и покупаются. Я лишь ехидно так сказал с целью возбудить общественность, потому что именно это от нас и хотят слышать. Так ли это на самом деле? Ну, честно говоря, да… отчасти!».

«Не было у нас такого намерения; начнём с того, что у нас даже плана никакого не было, – соглашается Билл, – мы просто хотели сочинять музыку, а не строить планы. Все трое усиленно работали над аранжировками – Джефф в этом плане очень хорош. А потом мы поняли, что материал больше всего напоминает атмосферу Carcass середины 90-х – может быть, с тонким современным оттенком».

«Безусловно, новый альбом быстрее, чем ‘Heartwork’, – продолжает Джефф, – в нём больше быстрых партий. Но есть одно важное и главное отличие – на альбоме ‘Heartwork’ Билл уже не пел, а на новой пластинке его снова можно услышать; также присутствует динамика. Мне кажется, никто бы никогда не смог обвинить нас в плагиате. Нет двух песен, звучащих одинаково. Приятно после пяти студийных альбомов выдать что-то интересное, при этом не повторяться. Безусловно, некоторые партии напоминают старые альбомы, но это не прямая копия с оригинала. Мы сами у себя не сдираем».

В общем, перед нами современный Carcass, но без негативных коннотаций этого противного слова. Билл согласен: «Да, и сложно избежать этого ощущения, честно говоря. Мы играем с другим барабанщиком, да и сама техника записи сильно изменилась, поэтому приходится идти на уступки. Мы с Джеффом – ребята «старой школы»; нам не очень нравится всё досконально разбирать и доводить до совершенства, как на многих сегодняшних металлических пластинках. Мы сразу же решили, что метрономной дорожки на записи не будет, всё получится естественно. Хотелось создать ощущение, что на альбоме играют люди».

Люди да, а может быть, мертвецы, насмерть забитые с невероятной точностью, поскольку Джефф снова вернулся к своему словарю медицинских терминов, а Carcass – к менее запоминающимся названиям песен – например, замечательные ‘Noncompliance To ASTM F899-12 Standard’ («Несоответствие Стандарта Кованой Коррозийно-стойкой Стали Для Хирургических Инструментов») или ‘316L Grade Surgical Steel’ («Коррозийно-стойкая Хирургическая Сталь с 0,03% Содержанием Углерода») наиболее выделяются на фоне остальных.

«На альбоме ‘Swansong’ я старался этого избегать, пытаясь сделать тексты проще для «переваривания», – вспоминает Джефф, – на этот раз хотелось вернуться к атмосфере ‘Symphonies Of Sickness’ или ‘Necroticism’, где слова дважды в одной песне не повторяются» – улыбается басист.

«В песнях есть припевы, но сделаны не в попсовом стиле. Для меня легко и невероятно увлекательно снова погрузиться в эти мысли и пытаться показать нас интеллектуальной группой. И интересно, и непросто придумать игру слов, не окунаясь в клишированные фразочки и слова. Это, кстати говоря, ещё одна сложная задача – мы не хотим, чтобы другие считали, что на нас оказывают влияния миллионы клонов Carcass… или команд, на которые Carcass оказали влияние» – поправляет он себя в последнюю секунду, но мы понимаем, о чём он говорит.

И таких действительно миллионы. Carcass – настоящая жемчужина не только в дэт-метале или хэви-метале, но и в экстремальной музыке в целом – возможно, они значимее, чем их когда-либо считали. Если навскидку выбрать 20 дэтовых альбомов – мелодичных, брутальных или даже дэткоровых – вышедших за последние 15 лет, можно с уверенностью сказать, что больше чем у половины из них есть, как минимум, одна песня в стиле Carcass. Однако часто ли вы читаете в рецензиях или слышите от других команд о том, что «на нас повлияли Carcass»? Очень редко.

«Не хочу быть говнюком, но мне кажется, наше влияние на тяжёлую музыку недооценивают, – утверждает Джефф, – даже самую ерунду взять вроде понижения строя до «си». Сегодня это уже стандарт в металле, но мы первыми стали это применять».

Билл тут же поддерживает коллегу: «Не мне судить, но сегодня группа, несомненно, популярнее. Чувствуем ли мы себя недооценёнными: нет, тогда не чувствовали. Но сейчас, безусловно, чувствуем. Я не собираюсь жаловаться – нам приятно это признание, пусть и спустя многие годы. Сегодня, я так полагаю, так устроена культура интернета – стоит после 17, 18 лет отсутствия собраться и сочинить альбом, как многие выстроятся в очередь, с ликованием потирая руки от нетерпения скорее вылить ушат дерьма. И это нормально. Вполне естественная реакция. Но очень много и тех, кто не может дождаться выхода нового альбома, только они об этом не кричат на каждом углу».

Так откуда же взялся этот скептицизм? Неужели во всём виновата интернет-культура? Или долгое отсутствие группы или же ужасное слово «реюнион» – в чём проблема?

«Это всё из-за альбома ‘Swansong’, – неожиданно резко отвечает Джефф, – да и мы уже пятый десяток разменяли, поэтому никто не ждёт, что мы будем на одной волне с экстремальной музыкой. Полагаю, так было всегда, но с интернетом это стало очевидно, потому что многим стало легче выражать свои мнения публично – похоже, сегодня все настроены очень негативно. Каждый мнит себя критиком, играет в группе. Я очень мало кого могу назвать истинным поклонником, кто просто бы наслаждался музыкой. Всё стало слишком банально и скучно!».

Билл считает несколько иначе: «Полагаю, этой музыкой сегодня мало кого удивишь. То, что было новым и прорывным в 90-е, сегодня является почти стандартом. Пока нас не было, группу стали считать чуть ли не классикой рока в мире металла, хотя тогда мы мало кому были интересны. Сегодня мы много кому по душе, а это значит, что мнения расходятся. А что касается скептицизма по поводу воссоединения в целом, я прекрасно их понимаю и сам того же мнения. Когда группа собирается после долгого перерыва, обычно ожидаешь посредственный альбом. Однако я не считаю нужным заходить в интернет и высказывать мнение по поводу, скажем, нового альбома Black Sabbath» – говорит Бил с едва заметной ухмылкой.

Очевидным эпилогом к этому обсуждению будет вполне естественный вопрос, который приходит в голову каждому из нас – особенно тем, кого уже поразил альбом ‘Surgical Steel’. Будет ли ещё один? Джефф, как всегда, откровенен.

«Меня эта пластинка уже достала, – оживлённо восклицает он, – нужно начинать сочинять новый материал. Пока мы считаем, что нам по силам её переплюнуть, безусловно, в будущем я вижу ещё один альбом Carcass. Даже вижу, как нам его переплюнуть. Ведь группа никогда не бывает довольна альбомом на все 100 процентов; всегда стоит задача в следующий раз сделать круче. Всегда».

Нужно помнить важную деталь, что работа над следующим гипотетическим альбомом уже не будет окутана тайной, как было с ‘Surgical Steel’, и Билл прекрасно это понимает.

«Больше такого не получится, и никого уже мы не шокируем, – говорит он, – учитывая, сколько было скептиков по поводу этого альбома, приятно разрушить их ожидания. Но как только установлен стандарт, нужно ему соответствовать, поэтому будет гораздо больше давления. Но мы частенько об этом рассуждаем – с Джеффом и Дэном – и приходим к выводу, что вполне к этому готовы».

«Всегда хочется извлечь максимум полезных уроков после записи альбома и впредь не допускать тех же ошибок. Пока мы погружены в свежий материал, есть желание в скором времени вновь пойти в студию. Остались кое-какие идеи. Нужно будет принять коллективное решение остановиться, когда будет готова шестнадцатая песня…»

Планочку альбом ‘Surgical Steel’, безусловно, задрал, но пока у ребят есть вдохновение, Carcass способны абсолютно на любые подвиги. Что ж, ребята, ждём седьмой альбом. Мы возлагаем на вас большие надежды.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon