Главная » Металика » Iron Maiden. 30 лет альбому ‘Seventh Son of a Seventh Son’

Iron Maiden. 30 лет альбому ‘Seventh Son of a Seventh Son’

[Материал из журнала «Metal Hammer» за май 2018 года *]

Этот альбом не оставил никаких сомнений в том, что Iron Maiden были величайшей металлической группой. В этом году пластинке исполняется 30 лет, и мы празднуем её создание и наследие с теми, на кого она оказала огромное влияние.

5 ноября 1987 года Iron Maiden, наконец-то, завершили продолжительные гастроли в поддержку шестого студийного альбома, ‘Somewhere In Time’ (1986). Утвердившись в качестве величайшей хэви-метал команды на планете, они понимали, что их следующий шаг должен был стать невероятно важным. Никто не мог предсказать, что случится дальше – меньше всего, известная британская «ясновидящая» Дорис Стоукс, чья смерть в мае 1987 стала не совсем приятным вдохновением для концепции седьмого и наиболее значимого альбома Iron Maiden в карьере группы.

«Возникла у меня мысль: «А могла ли она предвидеть собственную смерть?» – задавался вопросом Стив Харрис в документальном фильме ‘Maiden England ’88’ (2013) – кто знает? И я начал с этой идеи. Написал ‘The Clairvoyant’ («Ясновидящий»), отнёс Брюсу, и он сказал: «Да, отлично!». Потом появилась идея для песни ‘Seventh Son Of A Seventh Son’, поскольку считалось, что седьмой сын седьмого сына обладал даром ясновидения. В голове возникли эти две идеи, и Брюс сказал: «А знаешь что? Давай-ка концептуальный альбом об этом напишем…»

Глупо, наверное, было бы думать, что к 1988 году Iron Maiden кому-то нужно было что-то ещё доказывать, но было ощущение, что альбом ‘Somewhere In Time’ (1986) дался группе непросто. Как известно, Брюс Дикинсон пришёл к Стиву Харрису с предложением записать больше акустического прогрессивного материала, но басист тут же забраковал эту идею. Получившийся альбом изобиловал потрясающим материалом, не меньше трёх песен из которого полностью написал гитарист Адриан Смит, но, казалось, альбом не возымел такого же воздействия, как вышедший двумя годами ранее ‘Powerslave’. И когда Maiden погрузились в невероятно интенсивный творческий процесс и запись, от них ждали чего-нибудь особенного. Отчасти вдохновившись фантастическим романом Орсона Скотта Карда «Седьмой Сын» (1987), Стив смог развить изначальную концепцию во что-то более существенное, и Брюс вновь помогал с написанием песен.

«Брюсу нужно было доказать, чего он стоит, – говорит Мик Уолл, бывший журналист Metal Hammer и автор книги ‘Run To The Hills’, официальной биографии Iron Maiden, – он уже четыре года не написал ни одной песни. Стив прибавил, Адриан был в превосходной форме и выдавал классные песни со смыслом. Всё как-то совпало, и для ребят это был невероятно значимый момент».

Записанный в Musicland Studios в Мюнхене, Германия, в феврале и марте 1988 с давним продюсером Мартином Бёрчем, альбом ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ сочинялся в бешеном темпе, во многом из-за того, что у группы было запланировано очередное мировое турне, начаться которое должно было в конце апреля. Учитывая, каким получился альбом (и нужно очень сильно постараться, чтобы найти преданного поклонника Maiden, которому альбом НЕ НРАВИТСЯ), было очевидно, что Maiden были в превосходной форме, гармонично работая над пластинкой и наслаждаясь творческими порывами друг друга. Даже если чересчур обсуждаемая концепция, ставшая основой альбома, была ДАЛЕКО не такой цельной и чёткой, какой её изначально задумывала группа.

«Как это обычно случается, сначала всё было нормально, а потом нас куда-то понесло» – заметил Брюс Дикинсон в ‘Maiden England ’88.

«Когда бы ни сочиняли концептуальные альбомы, мы никогда слепо не следовали сюжету. Делали половину, а потом могли придумать какую-нибудь песню о бездомных собаках из Баттерси… или что-нибудь вроде этого. И думаешь: «А какого хрена она здесь делает?». Ну, вот какого-то делает».

Чтобы поклонники смогли понять, что их ждёт на новом альбоме, в марте ’88 был выпущен первый сингл ‘Can I Play With Madness’, сразу же взлетевший на третье место в хит-параде синглов Великобритании. Безусловно, группе была на руку такая поддержка комичного, но классного видеоклипа, в котором эпизодическую роль сыграл Грэм Чепмен, участник канонической британской комедийной труппы «Летающий Цирк Монти Пайтона» (1969-1974). Самая цепляющая и прямолинейная песня Maiden на тот момент. Несмотря на многочисленные предыдущие успехи в хит-парадах, группа никогда не пыталась стать поп-звёздами, однако ими в них ребята и превращались. Мейнстримовое радио и телевидение на этот раз просто не могли их проигнорировать.

«Сразу же возникает чувство, что, может быть, именно этот альбом понравится не только пробитому фанату Iron Maiden, – говорит Мик Уолл, – ‘Can I Play With Madness’ стал ОГРОМНЫМ хитом для группы. Раньше их это не сильно беспокоило. Главным был САМ альбом, но в итоге на альбоме ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ оказалось НЕСКОЛЬКО хитов. Музыканты стали чаще мелькать в телевизоре, радио и всё такое. И если твой сингл на третьем месте, конечно же, тебя хотят приглашать на [детское телешоу] шоу «Выходим в эфир!» с Филипом Шофилдом!».

И словно подчёркивая свой статус коммерческих тяжеловесов, Iron Maiden выпустили ‘Seventh Son Of A Seventh Son’, устроив рекламную акцию в эпичном замке Шелленберге в Аттендорне, Германия. Журналисты и люди с ТВ со всего мира прилетели, чтобы взять интервью у группы в рамках нового шедевра в окружении, подходящем его музыкальному великолепию. Много денег и времени было потрачено на ‘Seventh Son Of A Seventh Son’, оно и понятно: казалось, этот альбом произвёл сенсацию даже за пределами обычного мира рок-н-ролла.

«К нам из Европы и Америки приехали журналисты и телевидение. Целую неделю мы раздавали интервью, бухали, включали журналистам альбом, снова бухали фоткались и снова пили… – вспоминал менеджер Iron Maiden Род Смолвуд в ’88, – мы никогда не были корпоративной командой, но появилась [фирма спортивной одежды] Puma, и они спросили: «Ребята, вам форма бесплатная не нужна?», и мы сказали: «Конечно, нужна!». Ребята, правда, настаивали на том, чтобы постоянно носить эти чёртовы спортивные костюмы, поэтому фотки выглядят ужасно! Как футбольная команда какая-то… Это не по металлу!».

Несмотря на такие мелкие напасти, ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ вышел 11 апреля 1988. Благодаря успешному синглу альбом взлетел на вершину хит-парада альбомов Великобритании и добился признания почти во всём мире – в особенном восторге пребывали поклонники Maiden. Все в этом альбоме казалось идеальным. В каком-то смысле он был смелым, авантюрным и непростым в музыкальном плане: пробирающее до костей атмосферное вступление Брюса, песни ‘Moonchild’, ‘Infinite Dreams’, усложнённая динамика и молниеносные соло, экстравагантный прогрессивный девятиминутный заглавный трек и триумфальная ассиметричная сразу же запоминающаяся композиция ‘The Clairvoyant’. На альбоме ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ было слышно, что Maiden не стояли на месте и пробовали нечто новое. Но на этой пластинке также присутствовали энергичные, идеально выстроенные металлические гимны: ‘Can I Play With Madness’, ‘The Evil That Men Do’, ‘Only The Good Die Young’… незабываемые жемчужины, все без исключения!

«Альбом ‘Somewhere In Time’ напоминал не разукрашенную пластилиновую фигуру. У неё были глаза, руки и всё такое, и как говорится: «Да… Я понимаю, к чему ты клонишь», – говорил Брюс в 2013, – но на альбоме ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ мы по-настоящему заявили о себе. Бам! Прямо здесь и прямо сейчас! Вот вам полный набор, единое целое».

«Лично я считаю, что волшебство альбома заключалось в том, что Брюс снова начал сочинять, – говорит Мик, – ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ стал последним альбомом, записанным, как говорится, в «классическом» составе. Не хочу обидеть Яника [Герса], он прекрасный гитарист, но дуэт Адриана и Дэйва был настоящей магией. ‘Seventh Son…’ во многом стал одним из ключевых моментов в истории Iron Maiden».

Если на альбоме и БЫЛО к чему придраться, то скорее к наличию синтезатора. Как бы смешно и нелепо это сегодня ни казалось, в 1988 году металлическая команда до такого не опускалась.

«Полагаю, некоторые были недовольны, но если синтезатор уместен – может получиться реально круто, – говорит Маркус Гросскопф, басист Helloween, которые не раз гастролировали с Iron Maiden в 80-е, – клавишные создали на альбоме особенное настроение. Послушайте гармонии и мелодии. Вы словно попадаете в другой мир и всё выполнено в уникальном стиле Maiden. Альбом изобилует потрясающими моментами, великолепной гитарной игрой, вокалом и восхитительными аранжировками. Он ЗАДЕВАЕТ за живое и придётся с этим смириться. Атмосфера на альбоме просто великолепная. Да, на альбоме всего восемь песен, но ВСЕ они – потрясающие».

Господство Iron Maiden на металлической сцене стало для Helloween хорошим знаком. К 1988 году немцев называли «новыми Iron Maiden» или «немецким Iron Maiden», отчасти потому что крайне успешные пластинки вроде ‘Keeper Of The Seven Keys Part II’ (1988) многим были обязаны мелодичному звучанию Maiden.

«Мы, безусловно, брали с них пример, – рассказывает Маркус, – дебютный альбом Iron Maiden стал для меня проводником в мир тяжёлого металла и хард-рока, потому что я был панком! (смеётся). Они очень интересно использовали гармонии поверх быстрой агрессивной музыки – это меня реально тронуло. В Helloween мы всегда хотели выработать своё звучание и стиль, и нам это удалось, но Iron Maiden, безусловно, оказали на нас огромное влияние. Когда мы поехали с ними на гастроли, мы были на седьмом небе от счастья. Мы поняли, что нам по силам подняться выше и самим собирать стадионы».

Когда в Великобритании, в Европе и за её пределами вышел новый альбом, Iron Maiden отправились в тур в поддержку ‘Seventh Son Of A Seventh Son’, начался который в Германии 28 апреля и затянулся на восемь месяцев – таких декораций и огромной сцены у группы ещё не было. Воплотив на сцене обложку ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ с гигантскими айсбергами и огромным Эдди, ребята устраивали настоящее зрелище даже по высоким меркам Iron Maiden. Канадские хард-рокеры Killer Dwarfs получили уникальную возможность выступить на разогреве у Maiden в том туре во время гастролей по США, и финальной части тура по Великобритании. «Карлики» поверить не могли своей удаче.

«Тут стал для нас настоящим событием, – вспоминает фронтмен «Карлик» Расс, – их шоу были невероятно эпичными! Мы были огромными поклонниками Maiden и, конечно же, писали от восторга. Мы знали своё место, не вели себя как заносчивые заср*нцы, но ребята из Maiden относились к нам так же, как и к себе. Guns N’ Roses тоже разогревали их в туре, поэтому мы знали, что попали в сказку. Кто не любит Iron Maiden? Это команда настоящих профессионалов, относящихся к своему делу с любовью и страстью. Их выступления напоминали театр! Мы были совсем молодыми, и крышу у нас срывало конкретно! Выступить на Hammersmith Odeon и легендарном «Уэмбли», видеть Maiden на абсолютном пике своей формы? Лучше не может быть ничего».

«Гастролировать с Maiden всегда было весело и классно, но в том туре было особенное ощущение, – добавляет Маркус Гросскопф, – у нас было все необходимое, в том числе и пространство на сцене, хотя у них всюду стояли Эдди, огромные айсберги, лёд и всё такое. Стало быть, сцена была огромной (смеётся)!»

История ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ – это в первую очередь, история о творческом и коммерческом успехе, поскольку Maiden и так набрали невероятный темп, потянув за собой весь мир. 20 августа 1988 Iron Maiden впервые выступили хэдлайнерами на престижном однодневном фестивале «Монстры Рока» в Донингтоне. И если требовалось доказательство, что Maiden достигли нового уровня популярности, достаточно было посмотреть на количество пришедших человек и команд, выступающих в первом отделении – Helloween, Megadeth, Дэвид Ли Рот, Guns N’ Roses и Kiss. По-моему, более чем убедительно. 107 000 человек топтались в грязи, и «Монстры Рока ’88 » стал самым крупным и масштабным фестивалем за восемь лет.

«Мы знали, что добились огромного успеха, – утверждает Тим Парсонс, легендарный промоутер, собравший столь звёздный состав на фестиваль в 1988 году, – люди шли через поля, бросив машины. На аэрофотоснимках толпа выглядела как круги на полях! В итоге у нас закончились билеты и мы продавали лотерейные, поэтому если у кого таковые остались – на eBay сегодня их можно неплохо толкнуть. Для Maiden это был великий день, и работать с ними было одно удовольствие».

Журналист Metal Hammer (и преданный поклонник Maiden) Дэйв Линг также присутствовал на том незабываемом концерте и считает это событие настоящей вехой в Maiden.

«Я поддерживаю группу со времён клубных выступлений, и я реально чувствовал, что парни пробились в высшую лигу, – говорит он, – менеджмент Iron Maiden поступил очень мудро, столько лет держа Maiden на расстоянии от Донингтона. Но настал момент, когда группа смогла полностью соответствовать этому фестивалю. Они приехали и выдали колоссальное шоу перед публикой, которую уже никогда не превзойти по численности, и было понятно, что стратегия Рода Смолвуда. В толпе творилось настоящее безумие. Тогда, конечно, была только одна сцена и все 107 000 человек внимательно наблюдали, что на ней происходит. Помню, мурашки побежали по телу, когда включили запись с атмосферным вступлением. Честно говоря, в 80-х я не видел их в боле превосходной форме – конечно же, я не говорю о времени, когда Брюс покинул группу и снова вернулся. Если ребята и нервничали, они никак этого не показывали».

Однако не обошлось без трагедии. Двое юношей из Шотландии – Алан Дик и Ландон Сиггерс – поклонники Maiden, погибли в тот день, во время выступления Guns N Roses их затоптали насмерть. Не зная об этом, Maiden отыграли свой сет, показав высочайший уровень мастерства и исполнения. Но как признаёт Тим Парсонс, без сомнения было очевидно, что в тот день трагедия затмила триумф Maiden.

«Мы серьёзно отнеслись к своим обязанностям, но не могли предсказать, что случится такая трагедия, – замечает он, – это было ужасно. И музыканты Maiden были в шоке, несмотря на всю эйфорию. Но за очень редким исключением я бы не хотел видеть в тот день другого хэдлайнера. Было приятно с ними работать, потому что мы были в них полностью уверены. Настоящие профессионалы».

Нельзя сказать, что трагедия в Донингтоне ускорила медленный коммерческий упадок в 90-х, но сложно отрицать, что ничего подобного уже не было.

В течение года группу покинул Адриан Смит. Классический состав, добившийся небывалых высот за первые десять лет, стал разваливаться. ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ стал безупречной исторической эпитафией Iron Maiden.

«Для Maiden это был важнейший момент, – подытоживает Мик Уолл, – своего рода ‘Dark Side Of The Moon’ (Pink Floyd) или их «зеппелиновский» ‘IV’! 99 процентам групп не удаётся создать такой шедевр. И если вам удалось – вы в клубе избранных, а ‘Seventh Son Of A Seventh Son’ – это настоящий «мейденовский» шедевр».

«Я по-прежнему считаю, это очень мощный альбом, – подытожил Стив Харрис в фильме ‘Maiden England ’88, – на мой взгляд, он прошёл испытание временем, и раз мы играем с него песни, он будет не хуже других наших альбомов, выпущенных до и после него».

Конечно же, все мы знаем, что было дальше, и спустя 30 лет Maiden всё также успешны и любимы, как и раньше, но удалось ли им превзойти альбом ‘Seventh Son Of A Seventh Son’? А КОМУ-НИБУДЬ удалось?

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук

* иностранная пресса печатается на месяц-полтора вперёд


Dimon