Главная » Металика » Manowar. Люди гибнут за металл

Manowar. Люди гибнут за металл

[Материал из журнала «Rock Candy» за июнь/июль 2017 года]

Пожалуй, ни одна другая группа не вызывает настолько разную реакцию и мнения, как эта. Одни считают их истинным духом тяжёлого металла. Другие – мультяшными придурками. Перед вами Manowar, и Джон Николсон пытается понять этот истинный музыкальный феномен…

Manowar. Вряд ли в истории тяжёлого металла была группа, настолько разделяющая мнения любителей рока, как этот американский кварте. Кто же знал, что симбиоз скандинавского воина и стриптизёра, наяривающего эпичный металл со сказочными текстами о том, какой он крутой и мощный и как страстно предан металлу, вызовет настолько сильную насмешку со стороны музыкальной сцены, которая всегда славилась духом товарищества?

Если вам так хочется, можете считать Manowar идиотской ребяческой группой. Но эта команда не только держится на плаву вот уже 37 лет, но ещё и процветает благодаря поддержке армии преданных поклонников, которая, похоже, становится всё больше и больше, даже когда группа объявила, что по окончании следующего тура (стартует в ноябре) поставит жирную точку в своей карьере. Концерты Manowar собирают более 30 000 человек и для Европы редкостью не являются, и что бы вы о них ни думали, не стоит ими пренебрегать.

Эти парни редко шли на компромиссы, и это вполне в их стиле. Как написано на их официальном сайте…

«Manowar славится Армией Бессмертных Воинов по всему миру, которые стоят за них горой и ценят преданность, честь, братство, стойкость, веру и храбрость. Каждую минуту своей жизни!».

Да, с этим манифестом группа уже почти четыре десятка лет верхом на коне мчит в Металлических Перчатках через Врата Вальхаллы. Как заявил басист и лидер группы, Джои ДеМайо, в интервью 2006:

«Я верю в фэнов. Верю в металл больше, чем кто-либо. А ещё… я готов умереть за металл. А ты?».

Эм… нет, Джои. Я не готов. Непонятно, зачем умирать ради металла? Но в мире Manowar всё не так, как у простых смертных.

Manowar образовались в городе Оберн, штат Нью-Йорк, в 1980, когда Джои ДеМайо работал техником басиста Гизера Батлера в туре Black Sabbath в поддержку альбома ‘Heaven And Hell’. Он познакомился с гитаристом Россом «Зе Боссом» Фридманом, игравшим в группе разогрева, Shakin’ Street, а прежде рвал струны в хулиганской банде Ричарда «Большого Члена» Манитобы, The Dictators. Разделяя музыкальные вкусы, вскоре ребята взяли в команду Эрика Адамса, школьного приятеля ДеМайо. Как только парни нашли барабанщика, Донни Хамзика, Manowar начали набирать обороты. Группа подписала контракт с крупным лейблом Liberty Records и приступила к записи дебютного альбома, ‘Battle Hymns’, вышедшего в 1982. Сразу же было понятно, что Manowar не пойдут обычным путём. Их незаурядный образ не получил всеобщей поддержки, даже несмотря на то, что Росс «Зе Босс» встал на защиту группы, оправдываясь тем, что образ – это визуальная презентация творчества Manowar. «Мы должны воплощать звучание группы и идею. Что может быть безумнее, шипов, металла и цепей? Возможно, кожа животного!». Он, кстати, по этому поводу никаких объяснений так и не дал.

Продажи дебютного альбома на родной земле Manowar шли слабовато, да и тур по Штатам в качестве разогрева Теда Ньюджента ситуацию никак не исправил. Лейбл Liberty Records от группы отказался. Как гласит легенда Manowar, звукозаписывающая компания просто-напросто их «боялась».

Однако надежда не покидала молодых музыкантов ни на минуту, и в Штатах группу подхватил независимый лейбл Megaforce Records, а в Европе ребятам предложили контракт Music For Nations. Легенда гласит, второй контракт Manowar подписали кровью. И с тех пор группа штамповала настоящие металлические альбомы. Названия пластинок весьма лаконично рассказывают историю коллектива: ‘Into Glory Ride’ («В Поисках Славы»), ‘Hail To England’ «(Да Здравствует Англия»), ‘Sign Of The Hammer’ («Знак Молота»), ‘Fighting The World’ («Борьба с Миром»), ‘Kings Of Metal’ («Короли Металла), ‘Triumph Of Steel’ («Триумф Меча»). Названия одновременно умные и глупые, где Manowar постоянно требуют преданности музыкальному стилю, который славится своей маргинальной позицией и близок аутсайдерам. В то же время, всё это подтверждает пресловутый образ мачо, коим славятся парни из Manowar. Непонятно одно. Зачем эти мужики обливают себя детским маслом и выходят на сцену чуть ли не голышом, пытаясь быть ещё более «металльными»? Однако в мире Manowar не место дебатам и сомнениям. ДеМайо культивировал позицию: «кто не с нами, тот – против нас», и анализировать здесь что-либо просто бессмысленно. Ведь именно благодаря этой позиции Manowar привлекли на свою сторону огромную армию преданных поклонников. Фэнам такое по кайфу. Но самой группе это на руку. Никакой критики Manowar быть не может. Они не поддаются адекватному музыкальному анализу, поэтому подвергать их творчество тщательному изучению почти не имеет смысла.

Лояльность для Manowar играет огромную роль. Они требуют от своих поклонников абсолютной преданности и тем, кто демонстрирует им свою любовь, они платят той же монетой. Когда в июле 1983 группа попала на обложку 47 выпуска журнала Kerrang!, редактора журнала Rock Candy, Говарда Джонсона, и автора статей, Хавьера Расселла (оба в то время писали для Kerrang!) участники Manowar ввели в «Легион Братьев Металла». Должно быть, музыканты остались дико довольны публикацией и статьями! Церемония введения проходила в необычном месте с коврами на полу в рок-баре отеля 80-х «Колумбия» в Лондоне. Облачившись в церемониальную одежду, участники группы встали на одно колено и произнесли эпичную речь, возможно, используя импровизированный меч, явно ошарашив этих двух недоверчивых журналистов. Но с того самого дня их имена появляются в списке благодарностей на каждом альбоме Manowar. Может быть, это всего лишь игра на публику? Только сама группа может знать ответ на этот вопрос.

Возможно, британская пресса приняла Manowar тепло, однако британская публика, покупающая альбомы, была другого мнения. Группа потревожила хит-парад альбомов Великобритании всего лишь дважды. Пластинка ‘Hail To England’ (1984) забралась на 53 строчку и провела в хит-параде Великобритании две недели. ‘Sign Of The Hammer’ (1984) 6 октября 1984 забрался на 73 строчку, а через неделю вылетел. В общем, похвастаться нечем.

Однако в Европе история совершенно другая. Скандинавия, Австрия, Польша и Россия тепло приняли манифест Manowar, а в Греции, Чехословакии и Германии поклонникам и вовсе срывало крышу. Эпичные рассказы о воинах и войнах задели за живое, а Германия и вовсе отстегнула ребятам четыре «золотые» пластинки. Почему? Один фэн из Германии сказал мне, что музыка Manowar буквально перекликается с их оперными традициями Вагнера и пониманием «Бури и Натиска» [романтическое течение в немецкой литературе в начале XVIII века – прим. ThRaSheR].

Всё может быть, но Manowar прекрасно знают, как не потерять слушателя и оставаться востребованными на рынке. Песни Manowar скорее не о лирических рассказах, а непоколебимом восхвалении кредо и убеждений группы. Песня «Короли Металла», исполняемая на каждом концерте, является идеальным примером. «Нытики проходят мимо, потому что мы играем слишком громко / только истинные металхэды – вот публика Manowar / Истинные металлюги хотят зажигать, а не строить из себя позеров / Ходить в джинсах и кожанках, а не в гламурном прикиде / И все остальные команды Manowar заткнёт за пояс».

Дело в том, что любители рока, далёкие от творчества Manowar, вряд ли согласятся с таким утверждением, учитывая, что сегодня экстремальная, быстрая, резкая и крайне жёсткая музыка стала обычным явлением. Но это если неверно понять, какое место Manowar занимает на музыкальном небосводе. Дело не в тяжести. Главное – быть самыми «металльными» на планете. А для группы это совершенно другое. Главное – играть музыку и быть преданными истокам жанра. Никто и не говорит, что Manowar расширяют музыкальные горизонты. Они являются отражением главных ценностей тяжёлого металла.

Возможно, вам захочется раскритиковать корявые рифмы и сомнительные строчки вроде: «Да будет твои меч влажным / как молодая девка в расцвете лет». Но тогда вы просто подыгрываете группе. Вы пытаетесь отрицать дух единства и непокорности. А если так – то никакой вы не металхэд, а дешёвая подделка. И Manowar ополчатся против вас как героические защитники истинной веры.

И я не могу не вернуться к тому, что, по моему мнению, является большим знаком вопроса во всей этой «мановарской» саге. Это что, такой прикол, и участники группы, улыбаясь, незаметно подмигивают друг другу, когда никто не видит, поняв, что есть множество желающих стать их союзниками? Или же они действительно те, за кого себя выдают – гордые и свирепо одержимые тяжёлой музыкой до такой степени, что большинство из нас – даже те, кто любит рок – считают просто идиотизмом?

Вывод следующий: несмотря на то, что коммерческая жилка в Джои ДеМайо и Эрике Адамсе, безусловно, присутствует, эти парни совершенно уверены в том, что делают. И любой, кто считает образ Manowar лишь коммерческой уловкой – сильно ошибается.

Главный художник журнала Rock Candy, Энди Ханнс – весьма вежливый и воспитанный парень, но является преданным поклонником Manowar. И в его любви к группе нет ничего ироничного. Он искренне верит, что «эти парни искренне преданны хэви-металу и уж точно не заслуживают насмешек». Критики никак не могли в это въехать, а поклонники всегда интуитивно понимали и принимали идею Manowar. И чем больше мейнстрим смеётся, глумится или игнорирует Manowar, тем больше у группы становится армия поклонников. Хэви-Метал всегда был клубом, где тебе рады. Но Manowar – это клуб внутри клуба. Неужели так тяжело это понять? Многие металхэды любят Драконов и Подземелья, фантастику и комиксы. И Manowar идеально вписывается в этот мир и культуру.

На смену 80-м пришли 90-е, наступило тысячелетие, а Manowar, не сбавляя оборотов, продолжали двигаться вперёд. Альбомы, концерты и DVD помогли группе завербовать в свои ряды ещё больше верующих в истинный металл. Похоже, мир «фэнов» тоже очень тесен. Лица, возможно, изменились, как и оригинальные участники вроде Росса «Зе Босса» ушедшего в 1989, а Донни Хамзик покинул коллектив в 1983, и на его место пришёл барабанщик Скотт Колумбус, однако в 2009 Хамзик вернулся в Manowar. Тем не менее, сущность группы осталась непоколебимой и искренней.

И в чём же измеряется «металльность» Manowar? Есть несколько весьма оригинальных способов. Они могут с небольшим оправданием утверждать, что придумали мощные оркестровые пассажи в металле задолго до того, как с ними начали заигрывать парни из Metallica. Они записали песню ‘Father’ («Отец») на 15 разных языках, демонстрируя своё уважение и преданность фэнам по всему миру. Они отыграли пятичасовой концерт – самое длинное выступление в тяжёлой музыке. И они попали в книгу Рекордов Гиннесса за самое громкое выступление, дважды побив свой собственный рекорд (к слову, в ныне не существующей категории). Они заново записали два своих альбома – ‘Battle Hymns’ (2010) и ‘Kings Of Metal’ (2014) с небольшими различиями. На этот раз вместо Орсона Уэллса в песне ‘Dark Avenger’ текст читал Кристофер Ли, а ещё один известный актёр, Брайан Блессид, исполнил роль «дедушки» в четырёхминутном эпичном рассказе ‘Warrior’s Prayer’ («Молитва Воина»). Однако есть и кое-что другое, далеко не «металльное»: Manowar выступали с хором подростков и продавали на концертах шоколадные золотые слитки. Но ДеМайо, безусловно, приведёт убедительные аргументы, чтобы объяснить значимость таких поступков.

К сожалению, мы, возможно, никогда не узнаем, что по этому поводу думает басист Manowar. Мы хотели лишь провести небольшой анализ, пытаясь понять феномен Manowar изнутри. Но всё пошло не так. Перед интервью группа прислала нам огромный список вопросов, на который мы должны были ответить. Однако главной проблемой было то, что им вовсе была неинтересна дискуссия, если мы не собираемся помещать их на обложку журнала. У нас же на этот счёт было другое мнение, поэтому переговоры прекратились.

Каждый из вас отреагирует на реакцию группы по-своему. Либо будете считать их эгоистами, страдающими манией величия, которым плевать на поклонников рока, желающих узнать о своих героях больше. Либо это группа, которая отказывается идти на компромиссы и верна своим принципам. Они считают, что достойны быть исключительно на обложке любого рок-журнала. Ну, а всё остальное, конечно же, было бы фальшивкой.

Можно удариться в философию и попытаться тщательно проанализировать феномен Manowar. Как утверждал рок-журналист Мартин Попофф, «считать группу пародией – бесполезная гонка с бесконечной иронией, ибо философия Manowar при чересчур серьёзном и внимательном изучении просто-напросто рискует вызвать массовую насмешку».

Однако мировая армия поклонников Manowar не утруждает себя такими дилеммами. Для них они – Короли Металла. Наверное, ближе всего мы можем подобраться к пониманию сущности Manowar, послушав отрывок из интервью Джои ДеМайо финскому журналисту, когда музыканта спросили, кем является героический мускулистый мультяшный персонаж на обложках многих альбомов группы.

«Он – это ты, – ответил ДеМайо, – или она. У него нет лица, и мы сделали это намеренно, потому что каждому в жизни нужен герой. Наша музыка – о героях. Она о том, как быть лидером, а не последователем, поэтому этот герой – ты. Вставь туда своё лицо, и ты станешь этим героем!».

Похоже, это и есть выдержка и стойкость, которая и делает из Manowar настоящую жемчужину. Во время прослушивания альбома или живого выступления группы Manowar даёт нам почувствовать себя героями. Manowar – это словно ожившая фантастическая графическая новелла, сошедшая с книжных страниц.

Когда группа, наконец, повесит свои доспехи и одежду воинов на гвоздь, хэви-метал, безусловно, лишится одного из своих самых гордых представителей. Да и продажи детского масла могут упасть.

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon