Главная » Металика » Вспоминая рождение “Ride The Lightning”: Джем Говард-Кемп о группе Metallica

Вспоминая рождение “Ride The Lightning”: Джем Говард-Кемп о группе Metallica

[Эксклюзивный материал из буклета бокс-сета «Ride The Lightning», ремастерингового переиздания 2016 года]

Я работаю в звукозаписывающей компании “Music For Nations”, в маленькой комнатушке в офисном здании на Праед-стрит, в Паддингтоне (Лондон).

Мы сидим за одним столом с Мартином Хукером.

На дворе осень 1983. В июле мы выпустили первый альбом Metallica ‘Kill ‘Em All’. Первая партия, 2000-3000 пластинок, почти продана, и мы не знаем, печатать ли нам ещё 1000 копий, либо перестраховаться и напечатать всего 500, поскольку мы не уверены, добьётся группа успеха или нет.

В феврале 1984 Metallica приезжает в Великобританию, выступая на разогреве у Venom в рамках тура Seven Dates Of Hell – (семь концертов): Цюрих, Швейцария; Милан, Италия; Нюрнберг, Германия; Париж, Франция; фестиваль Aardschok в Ijsselhal в Зволле, Голландия перед аудиторией в 7 000 металхэдов; а завершился тур концертом в Поперинге, Бельгия. Я снова решил поработать гастрольным менеджером, чтобы покрыть гастрольные расходы во время тура с этой непроверенной командой, но и работать с ними было одно удовольствие, поэтому я занимался их концертами в Европе до конца года.

Поскольку концерты были разбросаны по шести странам, мы решили взять спальный автобус для ночных поездок. В Милане Джеймс порезался о разбитое стекло, и оставшиеся концерты пришлось ему играть с бинтами на правой руке. На последнем выступлении, в Поперинге, дорожный персонал Venom обнаружил, что у группы гораздо больше пиротехники, чем нужно, и запихнул снаряды под барабанный подиум Ларса. Во время последней песни Metallica вся установка, как и сам Ларс, фактически взлетели в воздух.

По возвращению в Великобританию мы с Мартином обсудили с Джонни Зи детали записи второго альбома Metallica и сошлись на том, что пластинку профинансирует лейбл Music For Nations, поскольку статус группы в Великобритании и Европе рос с каждым днём, а в Штатах о них знали далеко не все. Группа отправилась в студию Sweet Silence, в Копенгаген, записывать ‘Ride The Lightning’ с Флеммингом Расмуссеном. Я несколько раз летал туда с журналистами, чтобы посмотреть, как продвигается работа, собирал прессу и всячески старался создать растущий интерес к всё ещё новому коллективу.

Мы уже думали привезти The Rods в Великобританию, поставив им на разогрев Metallica и Exciter, тем самым, познакомив более широкую аудиторию с трэшем. Тур должен был называться Hell On Earth («Ад на Земле»). Обзвонили кого надо, и площадкой был выбран знаменитый лондонский Hammersmith Odeon. Мы решили, что таким образом к группе будет повышенный интерес. Мы выбрали самый дешёвый рейс, но в последнюю минуту тур пришлось отменить из-за плохих продаж билетов. Парни из Exciter уже прилетели в Англию, а Metallica летела самолётом из Копенгагена. Концерт в Royal Standard в Уолтемстоу всё же состоялся. Exciter отыграли, а музыканты Metallica вместе с Джонни Зазулой прилетели и стояли в толпе, а затем общались с голодными до новостей рок-журналистами.

Затем Metallica улетела обратно в “Sweet Silence Studios”, где парни продолжили запись альбома, но вернулись в Великобританию, отыграв в марте и апреле по концерту в клубе Marquee, обратив на себя ещё больше внимания хвалебными концертными отчётами и интервью.

В июне 1984 Metallica отправилась поддерживать в туре Twisted Sister. Выступили в Лейдене, Oldenzaal и в голландской деревушке, Франкфурте, Германия и снова в Поперинге, на этот раз на фестивале Heavy Sound вместе с Литой Форд, Mercyful Fate, Manowar. Концерт закрывали Metallica, Twisted Sister и Motorhead. На этот раз гастролировали на микроавтобусе, а жили в отелях. За рулём был я, а музыканты Metallica по очереди сидели на пассажирском сиденье. Кто сидел впереди – отвечал за музыку в машине.

За годы гастролей я понял кое-что очень важное: чем более разнообразную музыку слушает артист, тем он успешнее, а когда группы включают только музыку своих коллег, они, как мне кажется, теряют способность к развитию. Парней из Metallica постоянно кидало от Эннио Морриконе к Diamond Head к Misfits к Simon & Garfunkel, а песню ‘Homeward Bound’ пели всем автобусом.

Альбом ‘Ride The Lightning’ вышел в июле 1984, почти ровно через год после ‘Kill ‘Em All’, удостоившись фантастических рецензий и продаж по всей Европе.

В августе 1984 Metallica вновь вернулась в Европу, выступив на фестивале Breaking Sound в Париже. Ребята играли третьими после Гэри Мура и Оззи Осборна.

Первый сольный европейский тур Metallica был в поддержку ‘Ride The Lightning’, и они отыграли 26 концертов в девяти странах. Кульминацией тура стал триумфальный аншлаговый концерт в лондонском театре «Лицей» перед аудиторией 2500 тысяч человек.

Всего за год Metallica взяла Европу штурмом.

Сколько пластинок допечатывать? 500 или 1000?

Можно было за это не переживать, потому что к 1987 альбомы ‘Kill ‘Em All’ , ‘Ride The Lightning’ и ‘Master Of Puppets’ стали «серебряными», а к 1988 все три пластинки стали «золотыми».

Джем Говард-Кемп (генеральный директор “Music For Nations” 1983 – 1997; тур-менеджер в Европе 1984 – 1985)

Материал и перевод: Станислав “ThRaSheR” Ткачук


Dimon